Уважаемые родители!
Мы рады приветствовать Вас на страничке учителя-дефектолога.
Здесь вы можете ознакомиться с информацией, которая будет Вам интересна, а для некоторых родителей может оказаться полезной!
Мы рады приветствовать Вас на страничке учителя-дефектолога.
Здесь вы можете ознакомиться с информацией, которая будет Вам интересна, а для некоторых родителей может оказаться полезной!
И в самом деле, кто же такой учитель-дефектолог и самое главное, чем он занимается? Очень многие считают, что дефектолог – это тот, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается учитель-дефектолог в детском саду. Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если учитель-дефектолог вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в дошкольном возрасте, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским и белорусским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
2 года
– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
3 года
– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.
4 года
– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 -6 лет
– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
7 лет
– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
Источник:
Баль, Н.Н.,Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя и выхаванне, 2010 (электронный вариант)
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду во время индивидуальной работы;
- в детском саду самостоятельно;
- с родителями дома.
В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
следить за качеством выполнения упражнений;
желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
Подготовила учитель-дефектолог Яскель И.С.
Список литературы:
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Посещая регулярно занятия учителя-дефектолога, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-дефектолог этот звук ребёнку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчётливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Учитесь играть со своим ребёнком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребёнком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребёнок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребёнку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребёнку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребёнок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребёнком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребёнка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Планируя занятия дома, помните, что:
- они должны быть систематическими, так как навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
- правильно выбирайте время для занятий – эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия;
- старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут;
- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности;
- главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность;
- начинать надо с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!
Подготовила учитель-дефектолог Козлова Т.А.
Профилактика представляет собой комплекс разнообразных мероприятий, основной задачей которых является предупреждение возникновения речевых нарушений либо устранение основных факторов риска.
Благодаря эффективной программе профилактики речевых нарушений и стимуляции речевого развития в условиях семьи, как правило, удается успешно предотвратить либо замедлить появление у детей разнообразных отклонений от общепринятой нормы.
Многие современные ученые отмечают то, что своевременная профилактика речевых нарушений у ребенка, как правило, тесно связана с предупреждением развития нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Стоит помнить о том, что профилактика обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, которые включают следующие формы воздействия:
- лечебное воздействие;
- социальное воздействие;
- педагогическое воздействие.
Первичная профилактика речевых нарушений должна начинаться еще до момента рождения ребенка, благодаря созданию благоприятных условий жизнедеятельности для будущей матери.
Стоит помнить о том, что в современном обществе, здоровье детей зависит от разнообразных условий, которые связаны ключевым образом к экологией, а также оценкой ее воздействия на различные системы человеческого организма.
К биологическим факторам риска возникновения речевых нарушений у детей необходимо относить также и семейную отягощенность патологией речи, которая развивается у ребенка. Необходимо отметить то, что, как правило, речевые нарушения у ребенка не могут возникнуть на фоне полного здоровья в семье.
Стимуляция формирования речевой функции оказывает серьезное влияние на стабильное и рациональное развитие личности ребенка в современном обществе. Родители должны максимально содействовать тему, чтобы период овладения ребенком речевым моторным аппаратом, протекал успешно и максимально благоприятно.
В настоящее время, достаточно часто встречаются ситуации, связанные с тем, что родители пытаются по жестам и мимике угадать желания, которые испытывает ребенок и, данные действия, являются неверными, поскольку у детей не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении определенных звуков, а также слов.
На успешное развитие речи, оказывают серьезное влияние следующие ключевые факторы:
- моторное развитие ребенка;
- дифференциация слухового восприятия;
- успешное развитие ориентировки в окружающем мире;
- формирование потребности в общении.
Как правило, оптимальным методом стимуляции речевого развития ребенка, является организация эффективной работы ребенка с различными картинками. В подобной ситуации, взрослый успешно стимулирует у детей развитие диалогической речи, поскольку ребенок имеет возможность отвечать на определенные вопросы, как с опорой на сюжетные картинки, так и на серии картинок, что, в конечном итоге, позволяет сформировать навыки по составлению рассказов.
Можно выделить несколько основных рекомендаций, которые должны придерживаться родители, для обеспечения успешного формирования у ребенка навыков речевого развития:
- при выполнении ребенком определенных заданий, родители должны давать только одно указание на каждую конкретную задачу;
- для обеспечения успешного развития речевых навыков, родители должны давать ребенку достаточный объем времени на ответ, прежде чем вмешиваться в ситуацию;
- в случае возникновения ситуации, в соответствии с которой ребенок не может ответить, родители должны сначала повторить задание, а после этого, оказывать ему физическую помощь в его выполнении;
- все задания для ребенка должны формулироваться родителями в простой и ясной форме;
- если ребенок правильно отвечает на определенный вопрос, то для обеспечения эффективного формирования навыков, родителей должен среагировать на данную ситуацию улыбкой, прикосновением либо разговором со своим ребенком, который позволяет успешно обсудить правильно выполненное задание;
- успешно моделировать нужное поведение во время определенного разговора либо игры с ребенком;
- все используемые в рамках определенного задания материалы и методы должны строго соответствовать возрасту ребенку;
- оптимальной методикой успешного формирования навыков, является подкрепление внимания ребенка, как во время, так и между выполнением определенных заданий;
- родители должны успешно менять выражение лица, а также интонацию при разговоре с ребенком.
- взрослые родители должны правильно произносить звуки родного языка;
- оптимальным методом, который помогает обеспечить успешное развитие личности ребенка, является использование родителями в своей речи литературного произношения, то есть полное выполнение всех орфоэпических норм;
- родители должны стремиться максимально правильно использовать основные средства интонации, которые позволяют сформировать навыки выразительности с учетом содержания того или иного высказывания;
- для обеспечения успешного формирования у ребенка навыков, родители, при общении с ребенком, должны пользоваться речью слегка замедленного темпа с умеренной громкостью голоса;
- родителям необходимо связно и в доступной форме рассказывать, а также успешно передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в строгом соответствии с возрастом их ребенка).
При обучении речевым навыкам, родителям категорически запрещается использовать методы «запугивания», основанные на реальных либо мифических событиях. Необходимо помнить о том, что для успешного развития личности, необходимо максимально осторожно и последовательно вводить в сферу деятельности детей новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения, позволяющие успешно сформировать речевые навыки.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком – это основной и наиболее важный метод психотерапии. На сегодняшний день, многими учеными установлен следующий факт: родители могут успешно помогать своему ребенку в речевом и ином развитии, что, в конечном итоге, оказывает положительное влияние на стабильность личности ребенка и родителей в современном обществе.
Таким образом, подводя итог, стоит отметить то, что в современном обществе, серьезное влияние на развитие личности ребенка оказывает работа родителей по обучению ребенка. Необходимо отметить то, что при соответствующей подготовке эффективность работы родителей в качестве учителей может находиться на достаточно высоком уровне, а следовательно, оказывать положительное влияние, как на ребенка, так и на самих взрослых людей.
Подготовила учитель-дефектолог Валюкевич Т.Б.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях с каждым годом растет число детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. При общем недоразвитии речи (ОНР), речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Одним из компонентов общего недоразвития речи является дефект слоговой структуры слова.
При дефектах слоговой структуры слова в речи у ребёнка наблюдаются заметные отклонения в произношении отдельных слов. Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту»;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. – воспроизводятся двусложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в трехсложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Практика логопедической работы в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных учреждениях показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников обычно выявляется при обследовании детей с общим недоразвитием речи. Речь ребёнка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:
- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
- опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”
- перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
- перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”
- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”
- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”
- “нананасы”=“ананасы”.
Этапы формирования слоговой структуры слова:
Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова:
1) Подготовительный этап - развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова. На этом этапе рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков. На коррекционных занятиях можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов, простые танцевальные упражнения. Ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребёнка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи. Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому лучше всего усвоение нужных умений и навыков будет происходить в игровой деятельности.
Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова на подготовительном этапе
Дидактическое упражнение «Где позвонили?»
Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой
Дидактическое упражнение «Скажи, что звучит»
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет.
Дидактическое упражнение «Угадай, кто это»
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; то, кого узнали, будет водящим.
Дидактическое упражнение «Хлопки»
Цель. Развитие речевого слуха и количественных представлений, чувства ритма
Описание игры. Дети сидят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться». Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом, пока не отыграются.
Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова
на коррекционном этапе
Дидактическое упражнение «Кто больше?»
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картинке.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук [р] (звук [с])? За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше.
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цель. Развитие звукового анализа, расширение словарного запаса.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Логопед говорит слово- ребенок называет, заранее оговоренное окончание.
… (ка): кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…
… (ва): тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…
Дидактическая игра «Игра с мячом»
Цель. Учить чётко произносить слова при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Логопед, бросая мяч ребёнку, называет существительное в единственном числе. Ребёнок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
Дидактическое упражнение «Узнай слово по гласным».
Цель. Формировать навык элементарного слогового анализа.
Оборудование. Предметные картинки: панама, какао, вагоны, алоэ, пауки, кабина, кубики
Описание игры. Логопед выкладывает перед ребёнком две картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них и говорит: «Отгадай и скажи слова, в которых есть эти гласные звуки».
На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Использование игр, упражнений, ярких и интересных пособий, театрализаций и компьютерных технологий облегчает процесс обучения, делает занятия более результативными и интересными для ребёнка.
Список литературы:
Подготовила учитель-дефектолог Козлова Т.А.
Источник: https://www.1urok.ru › categories › articles
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Хорошо развитая речь - это важное условие полноценного всестороннего развития детей. Чем больше словарный запас и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его всестороннее развитие. В последнее время мной наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей и мелкой моторики, чаще проявляются отклонения в речевом развитии. Поэтому очень важно заботиться о формировании правильной речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В настоящее время нетрадиционные формы работы с детьми стали всё более популярны. В своей работе по коррекции речевых нарушений у детей, я использую разные нетрадиционные логопедические технологии, одной из них является Су – Джок терапия.
Используя данную терапию, я преследую цель: коррекцию речевых нарушений у детей посредством применения массажёров.
Исходя из данной цели, мною были поставлены задачи:
1.Познакомить родителей с Су-Джок терапией, подготовив информационные брошюры.
На подготовительном этапе коррекционной работы я прочитала разную литературу из интернет-источников о пользе Су-Джок терапии и подготовила план коррекционной работы с детьми для достижения заданной цели. Разработав информационные брошюры, для родителей мне удалось кратко, понятно и наглядно рассказать родителям о современной и эффективной технологии Су-Джок терапия в работе с дошкольниками.
На первых занятиях дети познакомились с Су-Джок массажёрами (в виде специального пластмассового шарика и пружинных колечек), внимательно их рассмотрев и попробовав разнообразные приёмы самомассажа. Такие упражнения служат для развития мелкой моторики пальцев рук, параллельно решая задачи улучшения психоэмоционального состояния детей, обогащения их словарного запаса, развития грамматического строя речи. Впоследствии дети овладеют навыками самомассажа ладоней и пальчиков рук и эти упражнения становятся приятным дополнением как при индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях.
Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод.
На сегодняшний день дети с удовольствием занимаются самомассажем, каждую неделю разучивая новую гимнастику, и активно придумывают свои игры и упражнения с Су-Джок массажёрами. Многие из родителей приобрели Су-Джок массажёры себе домой, чтобы дети и дома могли выполнять упражнения. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Упражнения с использованием техники Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают разнообразить занятия и повысить интерес, способствуют созданию благоприятного психофизиологического комфорта для детей во время занятия.
Подготовила учитель-дефектолог Валюкевич Т.Б.
Источник:https://педпроект.рф/митрофанова-т-в-су-джок-терапия/