Реализация Декрета Президента Республики Беларусь №18

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. № 18

Родителям о выполнении Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

Для счастливого детства, благополучного развития ребёнка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основные базовые потребности ребёнка. Ни одно дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребёнка.

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе (ст. 17 Закона РБ "О правах ребёнка"). В соответствии с законодательством Республики Беларусь законные представители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей.

Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни. В соответствии со ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о браке  и семье, воспитание и содержание ребёнка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребёнка, в том числе если ребёнок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности ребёнка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребёнком, потребности ребёнка в пище, жилье, одежде, получение ребёнком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребёнка и т.д.); ребёнок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления; лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребёнка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребёнка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему семейного неблагополучия. Его принятие стало серьёзным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание. Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это учреждения образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане.

При поступлении информации о признаках семейного благополучия в семье, учреждением образования, которое посещает ребёнок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания. Первоначально семья ставится на учет и с ней проводится работа. Для реабилитации семьи в интересах ребёнка используются различные методы. Это посещение по месту жительства, консультации СППС, оказание материальной и правовой помощи и др. Если же, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ребёнок признаётся нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.

Согласно Декрету №18, с момента отобрания детей родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении. К уклоняющимся от возмещения денежных средств предусмотрены принудительные меры  трудоустройства и выходов на работу.

Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

Если же семья поле постановки на учёт как СОП стала на путь исправления, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем, так как доверие к ней уже утрачено.

 

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

свернуть

Раннее выявление семейного неблагополучия детей

Уважаемые родители и посетители сайта!

     В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь№ 18 от 24.11.2006 коллектив нашего учреждения  дошкольного образования проводит работу по раннему выявлению социального неблагополучия в семьях воспитанников. 

Вы можете сообщить информацию в администрацию нашего учреждения дошкольного  образования:

о  фактах нарушения родителями прав детей;

о фактах проживания детей в помещениях с антисанитарными условиями, с отключенными электричеством, отоплением, водоснабжением;

о фактах злоупотребления родителями спиртными напитками, наркотическими и психотропными средствами;

о фактах насилия и жесткого обращения с детьми;

о фактах применения к ребенку антипедагогических мер воздействия и др.

Помните!!!

…Забота о детях – дело всех и каждого…

свернуть

Критерии и показатели социально-опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):

  • родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
  • родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
  • родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
  • родители систематически не выполняют рекоменда-ции медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
  • родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:

  • в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности;

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):

  • в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
  • установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
свернуть

ИНФОРМАЦИЯ о мероприятиях по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года №18 в государственном учреждении образования "Детский сад № 9 г. Лиды"

В государственном учреждении образования «Детский сад № 9 г. Лиды» ведется постоянная работа в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Важным моментом является раннее выявление детей из неблагополучных семей, работа по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется эта работа всеми участниками образовательного процесса: администрацией учреждения образования, специалистом социально - педагогической и психологической службы (СППС), педагогами, а также осуществляется взаимодействие всех заинтересованных служб по своевременному выявлению семейного неблагополучия.

Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.

В дошкольном учреждении ведется журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан, в который вносится краткое содержание поступившей информации и принятое по результатам социального расследования решение.

Ежегодно проводится обследование условий жизни и воспитания всех воспитанников учреждения образования, которое содействует раннему выявлению семейного неблагополучия: группы раннего возраста – до 01 ноября, дошкольного возраста – до 01 января. Воспитатели согласовывают дату посещения с законными представителями воспитанников. Результаты обследования заслушиваются на заседании Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений в ноябре «О работе по изучению социально-педагогических факторов воспитания детей 2-3 лет» и январе «О работе по изучению социально-педагогических факторов воспитания детей 4-6 лет».

С целью предупреждения семейного неблагополучия постоянно проводится профилактические мероприятия с законными представителями воспитанников, которые начинаются с родительских собраний.

Наиболее эффективными формами работы с родителями являются: индивидуальные беседы по вопросам воспитания детей, мини-информации в родительских уголках.

В ГУО «Детский сад №9 г. Лиды» педагогами осуществляются следующие мероприятия по профилактике и раннему выявлению семейного неблагополучия:

- посещение семей воспитанников воспитателями, администрацией, педагогом- психологом, сбор сведений о каждой семье;

- составление социально-педагогического паспорта групп 2 раза в год (сентябрь, январь). Затем составляется статистический социально-педагогический паспорт в целом по дошкольному учреждению, который содержит обобщенную информацию о семье воспитанников, социальном статусе родителей, их образовании, жилищных условиях;

- индивидуальное и групповое консультирование специалистами учреждения дошкольного образования по вопросам воспитания и повышения воспитательных функций родителей, коррекция детско-родительских отношений, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации семьи к изменяющимся условиям жизни, по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании, профилактике насилия в семье;

- анкетирование родителей воспитателями, педагогом-психологом;

- мотивирование родителей из многодетных, не полных и малообеспеченных семей за обращением по вопросам социальной, медицинской, психологической помощи.

Педагогом-психологом в течении учебного года проводится просветительская работа с педагогами по вопросам раннего выявления и профилактике семейного неблагополучия. На родительских собраниях осуществляется просветительская работа по профилактике социально опасного положения семей и профилактике нарушений поведения детей.

При поступлении информации о семейном неблагополучии заведующим учреждения издается приказ о проведении социального расследования, которое включает в себя обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. На основании результатов социального расследования принимается одно из решений:

обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребёнка (детей), находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

После признания ребенка находящимся в социально опасном положении государственные органы вносят мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

Семье оказывается социальная, педагогическая, психологическая, правовая поддержка. В рамках реабилитации семьи часто решаются такие проблемы, как трудоустройство родителей, организация лечения от алкогольной зависимости, налаживание внутрисемейных связей, восстановление родственных отношений, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекция ценностных приоритетов и многое другое.

Мероприятия, которые проводятся в отношении семьи, зависят от причин семейного неблагополучия.

Следует отметить, что проводимые мероприятия имеют результат только в том случае, если родители сами заинтересованы в достижении поставленных целей, если предоставляемая учреждением образования помощь востребована, а не навязана в приказном порядке.

Таким образом, вся работа педагогического коллектива и заинтересованных лиц в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, направлена на сохранение семьи для ребенка и на сохранение ребенка для семьи. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве отражается на дальнейшем развитии ребенка. Именно поэтому настолько важно строить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детям, признанным находящимися в социально опасном положении.

свернуть
поделиться в: