Признаки физического насилия и неудовлетворения жизненных потребностей ребенка
Поведенческие и эмоциональные показатели насилия
Существует несколько факторов, влияющих на реакцию ребёнка на насилие, и на то, как насилие сказывается на развитии ребенка. Эти факторы определяют поведенческие показатели плохого обращения с детьми:
• Возраст ребенка в момент, когда он впервые подвергается насилию – Чем младше ребенок, который впервые подвергается насилию, тем выше вероятность возникновения у него серьезных задержек в развитии.
• Продолжительность периода времени, на протяжении которого ребенок подвергался насилию – чем дольше ребенок подвергается насилию, тем больше это сказывается на его развитии.
• Периодичность случаев насилия – чем чаще ребенок подвергается насилию, тем более серьезными будут его последствия.
• Характер отношений между ребенком и лицом, подвергающим его насилию – чем теснее связь между ребенком и лицом, подвергающим его насилию, тем выше вероятность возникновения негативных последствий. Наиболее серьезные последствия возникают в случаях, когда ребенок подвергается насилию со стороны родителей.
• Тип насилия – чем большую боль вызывает насилие, и чем более серьезные травмы получает ребенок, тем тяжелее психологические и физические последствия.
• Возможности ребенка в плане получения помощи – присутствие других взрослых, которые не допускают насилия в отношении ребенка и могут обеспечивать уход за ним (независимо от того, где они находятся – дома или в непосредственной близости от дома), может отчасти сгладить негативные последствия насилия.
• Конституциональные факторы – характер личности и темперамент ребенка могут повлиять на последствия насилия в его отношении. Одни дети обладают более высокой лабильностью и умеют хорошо справляться со своими бедами, другие дети более ранимы.
Дети младшего возраста, которые очень рано подверглись серьезному насилию, могут демонстрировать устойчивые признаки отставания в развитии и анормальные поведенческие паттерны:
• Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым, «витать в облаках»; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.
• Ребенок может ныть, хныкать, плакать, не ожидая, что кто-нибудь его утешит. Он также может воздерживаться от обращения к взрослым за помощью.
• У некоторых детей, которые подвергались серьезному насилию, было зарегистрировано состояние «холодной наблюдательности». Они не проявляют никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг них.
• Ребенок может ощущать неловкость или проявлять страх перед физическим контактом.
• Дети, подвергшиеся серьезному насилию, могут вести себя так, как будто они больны аутизмом. Многие из них не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие их предметы.
• Ребенок может демонстрировать полную зависимость от взрослых, вызывающую жалость и сострадание, в то же время будучи неспособным к формированию нормальной привязанности к любому взрослому человеку.
• Ребенок может казаться страдающим от депрессии или никак не проявлять свои эмоции. Он может не плакать от боли или обиды (или вообще никак не реагировать на боль или обиду) и не показывать удовольствие от приятных ощущений. В некоторых случаях дети, подвергшиеся насилию, не улыбаются и не играют.
Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие признаки:
• Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.
• Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе с незнакомцами.
• Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой инверсии. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может также «льнуть» к родителю, которые подвергает его насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.
• У ребенка могут проявляться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая физическое недомогание и регрессивное поведение.
· Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно «обидчивым».
Ребенок школьного возраста, подвергшийся насилию, ведет себя практически так же, как и ребенок дошкольного возраста. Возникающие у такого ребенка проблемы в общении со сверстниками и взрослыми и задержки в развитии тем серьезнее, чем дольше он подвергался насилию.
• Ребенок может взять на себя роль «взрослого» в своих отношениях с родителем. Зачастую он ведет себя как «маленький помощник», который заботится о родителе, демонстрирует чрезмерную озабоченность, когда родитель пребывает в плохом настроении, и необычайно уступчив и послушен.
• У ребенка могут возникать трудности в общении с другими детьми и со взрослыми. Он может пытаться ими манипулировать или вести себя отстраненно и неприступно. Он может также проявлять злобу, агрессию, закатывать истерики.
• Некоторые дети, подвергшиеся насилию, внешне ведут себя «гиперактивно», проявляют высокий уровень рассеянности, не могут сконцентрироваться на том, что они делают, проявляют другие признаки хронического тревожного состояния. Они часто плохо успевают в школе и могут казаться постоянно «озабоченными».
• Ребенок может проявлять страх перед родителями, а в некоторых случаях полное отсутствие страха и наплевательское отношение к замечанием со стороны родителей или других взрослых.
• В некоторых случаях дети носят одежду «не по сезону» или одежду, которая им не нужна, стремясь стать как можно «незаметней» или скрыть внешние следы полученных ими травм.
Подростки, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие поведенческие проблемы:
• Склонность к вранью, воровству, шутовству, другим агрессивным поведенческим паттернам
• Злоупотребление алкоголем или наркотиками
• Прогулы, неоднократные попытки сбежать из дому и отказ возвращаться домой
• Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений
Поведенческие и эмоциональные показатели
неудовлетворения жизненных потребностей
Поведенческие и эмоциональные показатели могут «подсказать», что в семье не удовлетворяются жизненные потребности ребенка, даже в отсутствие ясных физических свидетельств заболеваний или травм:
• Очень много детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, характеризуются отставанием в развитии по всем направлениям. Степень отставания можно установить, сравнив уровень развития ребенка с уровнем развития «нормального» ребенка его возраста. У детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, может отмечаться отставание (от небольшого до значительного) в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей (в связи с чем они часто плохо успевают в школе), развитии социальных навыков и навыков межличностного общения, и эмоциональном развитии. У детей, жизненные потребности которых удовлетворяются крайне плохо, может развиться умственная отсталость.
• Дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, часто обладают замедленной реакцией, ведут себя безмятежно, апатично, скучно, не проявляют любопытства, не интересуются тем, что их окружает. Они не пытаются завязать отношения с другими людьми, не стараются как-то выделиться в общении с ними. Они часто не играют или играют без какого бы то ни было энтузиазма. В случаях крайне плохого удовлетворения их жизненных потребностей, дети могут проявлять признаки депрессии.
• Ребенок может казаться голодным или вечно уставшим. Некоторые дети, которых плохо кормят, стремятся восполнить недостаток пищи путем воровства или попрошайничества.
• Некоторые дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, могут не контролировать свое поведение в силу отсутствия ограничений со стороны взрослых, которые обязаны обеспечивать уход за ними. Они также могут проявлять различные поведенческие проблемы, находиться в тревожно-мнительном состоянии, демонстрировать другие признаки эмоционального истощения. В некоторых случаях их поведение отличается напускной храбростью.
• Плохая успеваемость может являться показателем неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, особенно если он не может сконцентрироваться, засыпает на уроках, не проявляет интерес к школьной жизни. Низкая успеваемость сама по себе не может считаться результатом неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, однако может стать еще одним подтверждением того, что о ребенке плохо заботятся, в сочетании с другими показателями.
Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребенка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей детей может привести к нанесению ребенку серьезной травмы, отставанию в развитии, возникновения серьезных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти. Согласно недавно проведенным статистическим исследованиям, от неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения. Неудовлетворение жизненных потребностей детей зачастую не столь очевидно для неискушенного наблюдателя, вследствие этого оно труднее поддается выявлению и привлекает к себе меньше внимания, чем жестокое обращение с детьми.
К детям, жизненные потребности которых не удовлетворяются, относятся:
• Дети, которые оставлены родителями – К этой категории относятся дети, которых родители на продолжительное время оставляют на попечение других людей, в том числе незнакомых, тем самым лишая их возможности общаться с собой и своей поддержки.
- Дети, которых родители прогнали из дому, не обеспечив их надлежащим уходом и наблюдением.
• Дети, которые страдают от истощения и обезвоживания – Таких детей не кормят вообще или кормят недостаточно. У грудных детей сильное истощение приводит к угнетению всех жизненных функций. У детей более старшего возраста симптомы могут быть менее заметны, однако последствия долгосрочного недоедания могут оказаться весьма серьезными. Таких детей можно узнать по следующим признакам: недостаточный для их роста и возраста вес, худые конечности, землистый, бледный цвет лица, пастозность кожи лица, а у детей более младшего возраста – выпячивающийся живот. Необеспечение детей достаточным питанием может привести к повреждению головного мозга и смерти.
- Дети, которые не получают необходимую медицинскую помощь в соответствии с рекомендациями врачей.
• Дети, которые больны, травмированы и не получают медицинскую помощь – Непредоставление медицинской помощи может привести к возникновению хронических заболеваний и наступлению инвалидности. Кроме того, непредоставление медицинской помощи ведет к обострению обычных детских заболеваний и возникновению осложнений. Например, если не лечить простуду или грипп, у ребенка может развиться пневмония с весьма плачевными последствиями – вплоть до летального исхода.
• Дети, которые живут в опасной физической среде – если в доме грязно, это само по себе еще не создает угрозу жизни и здоровью ребенка, однако ребенку может быть нанесен серьезный вред, если он проживает в условиях антисанитарии или риска получения физических травм. Грязь (открытые мусорные баки, гниющие остатки пищи, экскременты животных и людей) и другие признаки антисанитарии могут стать прямой причиной возникновения у ребенка серьезных заболеваний. Опасные физические условия в доме и его окрестностях (битое стекло, острые углы, открытая электропроводка, отшелушивающаяся свинцовая краска, крысы и другие паразиты, а также наличие неогороженных высоких мест, с которых ребенок может упасть или ям) подвергают ребенка риску получения серьезных травм.
• Дети, которых оставляют без присмотра – дети, которые слишком малы, чтобы самостоятельно удовлетворять свои потребности, и которых родители оставляют одних. Дети, родители которых не в состоянии обеспечить надлежащий присмотр в силу того, что они злоупотребляют алкоголем или наркотиками или страдают от психических заболеваний; а также дети, которые находятся под присмотром лиц, не способных удовлетворять их потребности, подвергаются риску потери здоровья и смерти. Многие дети погибли в огне пожаров в результате того, что они играли со спичками в отсутствие родителей.
• Дети, в отношении которых родители не обеспечивают физический уход и соблюдение правил гигиены – И здесь следует отметить, что грязный ребенок необязательно подвержен риску. Тем не менее, постоянное отсутствие физического ухода может повысить риск заболевания. В качестве примеров можно привести язвенную сыпь, возникающую в результате нерегулярной смены пеленок, а также локализованные или системные бактериальные инфекции, возникающие в результате обычных царапин, порезов и других небольших травм, которые не были вовремя обработаны.
• Дети, которые носят одежду, не соответствующую погодным условиям – ребенок, который недостаточно одет в плохую погоду, рискует заболеть от переохлаждения.
• Неспособность или нежелание родителей отправить детей в школу и обеспечить получение ими базового образования либо рекомендованного специализированного образования квалифицируется как неудовлетворение потребностей детей в области образования.
• Неудовлетворение эмоциональных потребностей детей имеет место в случаях хронической эмоциональной депривации, когда ребенку отказывают во внимании и ласке, когда его игнорируют, заставляют чувствовать себя ненужным и нелюбимым. Если ребёнка изолируют и отказывают ему в контактах с другими людьми, либо когда ребенок вовлекается в семейные конфликты или становится свидетелем зачастую иррационального поведения родителя, страдающего от психического заболевания или эмоционального расстройства. Неудовлетворение потребностей ребенка имеет место также в случаях, когда родители не препятствуют вовлечению ребенка в употребление наркотиков, игнорируют тот факт, что он прогуливает занятия в школе или занимается преступной деятельностью. Когда родители отказываются обеспечивать лечение ребенка, который страдает от эмоциональных расстройств или расстройств в поведенческой сфере, либо держат ребенка в состоянии полной зависимости, тем самым тормозя его общественное развитие.
Степень постоянного ущерба в результате неудовлетворения жизненных потребностей детей может варьироваться, однако в общем случае, чем младше ребенок и чем сильнее его отставание в развитии, тем большему риску он подвергается. Дети младшего возраста наиболее уязвимы перед последствиями неудовлетворения их жизненных потребностей в силу тех же причин, по которым они наиболее уязвимы перед жестоким обращением.
В случаях полного неудовлетворения жизненных потребностей ребенка последствия этого зачастую видны «невооруженным глазом» – ребенок выглядит истощенным, больным, травмированным.
Если жизненные потребности ребенка не удовлетворяются лишь частично, заметить это труднее. Тем не менее, долгосрочные последствия хронического неудовлетворения жизненных потребностей детей могут быть весьма серьезными. Установление возможности возникновения таких последствий и определение типов социальных услуг, которые могут сократить соответствующие риски, являются одной из главных задач специалистов системы защиты детства в рамках комплексной оценки общего положения дел в семье.
Эмоциональное (психологическое) насилие
Отвержение
Проявление враждебности по отношению к детям, их унижение и отвержение. Сюда относятся ситуации, когда ребенка принижают, высмеивают, стыдят, поносят, делают из него козла отпущения, прилюдно его оскорбляют, постоянно его критикуют и наказывают, заставляют его выполнять большую часть работы по дому, отказывают ему в поощрении.
Терроризирование
Сюда относятся ситуации, когда родитель угрожает нанести ребенку физический вред, убить или бросить его, заставляет ребенка становиться свидетелем жестокого обращения к другому родителю. Если родитель оставляет ребенка без присмотра в опасной ситуации; помещает ребенка в непредсказуемую или хаотичную среду; ставит перед ребенком нереальные задачи, угрожая ему утратой, нанесением вреда или возникновением опасности, если он не решит эти задачи; угрожает насилием или допускает насилие в отношении ребенка, близких ему людей, любимых им предметов.
Эксплуатация или растление
Сюда относятся ситуации, когда родитель поощряет или понуждает ребенка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие деяния), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, проституции, или, если родитель занимается финансовой эксплуатацией ребенка.
Отказ в эмоциональной близости
Игнорирование попыток ребенка наладить отношения и потребностей ребенка к общению, взаимодействие с ребенком только в случаях крайней необходимости, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребенку.
Изоляция
Постоянное введение необоснованных ограничений на общественные контакты ребенка и отказ в удовлетворении потребности ребенка в налаживании и поддержании отношений со сверстниками и взрослыми.
Ограничение свободы передвижения
Применение наказаний в виде запирания ребенка в стенном шкафу или подвале, особенно на продолжительный срок.
Отказ в удовлетворении потребностей
Использование отказа в убежище и сне в качестве наказания.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Показатели сексуального насилия над детьми варьируются в зависимости от возраста.
Сексуальное насилие включает в себя целый ряд действий, не оставляющих физических следов. К этим действиям могут относиться поцелуи, энергичное ощупывание эрогенных зон, демонстрация гениталий, а также понуждение ребенка к наблюдению за половым актом, осуществляемым взрослыми.
Если ребенок был физически вовлечен в сексуальные действия, это может привести к возникновению физических показателей сексуального насилия или нанесению ребенку травм. Наличие таких показателей или травм может быть подтверждено по результатам медицинского освидетельствования, которое должно проводиться врачом, специализирующимся на случаях сексуального насилия. У многих детей, подвергшихся сексуальному насилию, возможно выявление следующих физических признаков:
• Травмы в области гениталий, включая синяки, порезы или разрывы, следы укусов, растяжение влагалища или прямой кишки, трещины в прямой кишке, опухание или покраснение генитальных тканей. (Причиной возникновения таких травм могут быть проникновение во влагалище или прямую кишку пальцами, пенисом или другими предметами. Укусы и синяки могут также быть найдены на груди, ягодицах и бедрах. Травмы гениталий у детей младшего возраста могут быть результатом физического наказания за несоблюдение правил опрятности при отправлении естественных надобностей. Под воздействием таких травм дети могут «вертеться» на стульях в школе или проявлять признаки физического дискомфорта.)
• Наличие заболеваний, передающихся половым путем, таких как генитальный герпес, гонорея, сифилис, остроконечная кондилома или хладимиоз, являются неопровержимыми доказательствами того, что ребенок подвергся сексуальному насилию. Выявление у девочек и девушек монилиаза (дрожжевой инфекции) необязательно свидетельствует о том, что они подверглись сексуальному насилию. Дрожжевые инфекции могут возникать в результате приема системных антибиотиков или избыточного спринцевания. В то же время выявление дрожжевой инфекции у девочки младшего возраста требует проведения медицинского освидетельствования и дальнейшего расследования.
• Сыпи, зуд или раны в области гениталий и заднепроходного отверстия.
- Подозрительные пятна, кровь или семя на нижнем белье, одежде или теле ребенка.
• Инфекционные заболевания мочевого пузыря или мочевыводящих путей (Симптомы включают в себя боль при мочеиспускании, наличие крови или гноя в моче и высокая периодичность мочеиспускания. Инфекционными заболеваниями мочевыводящих путей часто страдают сексуально активные женщины. У девочек такие инфекции выявляются крайне редко, за исключением случаев, когда они страдают заболеваниями мочевого тракта (например, девочки, болеющие расщеплением позвоночника часто страдают от инфекционных заболеваний мочевыводящих путей в результате неврологической дисфункции.) Все случаи выявления инфекционных заболеваний мочевыводящих путей у детей должны расследоваться на предмет возможного сексуального насилия.)
• Болезненная дефекация или запоры могут свидетельствовать о проникновении в прямую кишку.
• Ранняя необъясненная беременность, особенно у девочек, поведение которых не указывает на то, что они занимаются сексом со своими сверстниками.
Поведенческие показатели сексуального насилия.
В зависимости от того, как давно имел место половой контакт, и насколько интенсивным он был, явные физические показатели сексуального насилия могут отсутствовать. Помимо физических показателей, существуют поведенческие показатели сексуального насилия.
• Словесное заявление – Когда ребенок заявляет, что он принимал участие в сексуальных действиях, или что взрослый делал с ним «плохие вещи», это всегда надо воспринимать серьезно. Если не обратить внимание на такое заявление или принизить его значимость, в будущем ребенок может не выказать желания обсуждать этот вопрос. Ребенок зачастую не может прямо заявить о том, что стал жертвой сексуального насилия, поскольку преступник угрожал ему, что это повлечет за собой серьезные последствия. В силу этого такие заявления могут носить завуалированный характер, например: «Я не хочу идти домой» или «Я больше не люблю папу».
• Высокий уровень осведомленности по вопросам секса и сексуальное поведение, не соответствующее возрасту ребенка –Специалист олжен быть осведомлен о том, что и сколько дети разного возраста должны знать о сексе, и как они должны себя вести в сексуальном плане, чтобы вовремя выявлять несоответствия. При этом существуют некоторые поведенческие паттерны, которые зачастую свидетельствуют о нехарактерной вовлеченности в сексуальную деятельность. К ним относятся следующие:
- Сексуально вызывающее поведение в отношении взрослых
- Имитация половых актов у детей доподросткового и подросткового возраста, включая имитацию групповых половых актов
- Злоупотребление мастурбацией (сверх того, что характерно для детей данного возраста)
- Вовлечение других детей в игры с сексуальным подтекстом (за исключением игр, которые мотивируются нормальным любопытством и потребностью в визуальном и тактильном исследовании, таких как игры «в больницу» и взаимное раздевание, которые характерны для детей младшего возраста)
- Создание и реализация сексуальных сценариев с привлечением игрушек или кукол (например, кукла-«ребенок» кладет лицо на пах куклы-«папы» и говорит: «Ему это нравится»; или кукла-«папа» засовывает руку под юбку куклы-«ребенка» и начинает тереть ее в области «лобка»)
- Страх перед мужчинами или женщинами
- Страх перед сексом у подростков (если он не может быть объяснен нормальными для подростков амбивалентностью и тревожностью)
• Некоторые дети надевают на себя чрезмерно много одежды, что можно истолковать как символическую попытку спрятать или защитить свое тело. Кроме того, они могут прятать одежду, на которой остались физические следы сексуального насилия.
• У детей, подвергшихся половому насилию, зачастую присутствуют общие признаки эмоционального истощения. Следует, однако, помнить о том, что эти признаки необязательно указывают на то, что имело место сексуальное насилие. К ним относятся следующие:
Страхи и фобии (боязнь темноты, нежелание идти в школу, на улицу, домой, страх быть оставленным в одиночестве, беспредметная тревога, боязнь конкретных людей)
Агрессивное поведение, истерики, сцены, попытки убежать из дому, стремление ввязаться в драку
Уход от общества, скрытность, изоляция, общее недоверие к людям
Общая раздражительность, подверженность приступам плача, избыточная активность, неспособность сконцентрироваться
Регрессия у детей младшего возраста (недержание мочи, недержание кала, сосание большого пальца, переход на «детский лепет», болезненное стремление к физической ласке)
Тревога и депрессия