Правила безопасности, которые должны знать Вы и Ваши дети: приучите детей посещать только те сайты, которые Вы разрешили; примите все меры, чтобы ребенок перед распространением своей личной информации советовался с Вами и предупреждал Вас об этом; запретите скачивать что-либо в сети Интернет без Вашего разрешения; помогите детям защититься от спама (массовой рассылки коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать); беседуйте с детьми о том, что нового они узнали из интернет-ресурсов, появились ли у них новые друзья в социальных сетях, какие темы они обсуждают; убедитесь в том, что ребенок советуется с Вами перед встречей с лицом, с которым он познакомился в сети интернет, перед покупкой или продажей каких-либо вещей с использованием «глобальной паутины»; обсудите с ребенком возможные риски при участии в азартных играх; постоянно напоминайте несовершеннолетнему о негативных последствиях, к которым может привести разглашение его личной информации; контролируйте, какими чатами и сайтами пользуется ребенок. С этой целью установите на компьютерных устройствах программу, блокирующую посещение ребенком «опасных сайтов»; установите на своих мобильных устройствах приложения, предусматривающие уведомления родителей о посещении (или попытке посещения) ребенком опасного сайта»; обращайте внимание на изменение поведения подростка (угнетенное настроение, повышенная тревожность, нежелание делится с Вами информацией о том, с кем он общается, какие у него и его друзей общие интересы), что может являться признаком совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетнего, в том числе с использованием сети Интернет; объясните детям, что при поступлении оскорблений, незаконных требований и угроз в их адрес, им необходимо сразу же сообщить об этом взрослым, поскольку они всегда найдут поддержку и защиту в Вашем лице. Помните, доверительные отношения с ребенком в большинстве случаев помогут предотвратить совершение в отношении него преступлений, в том числе в сети Интернет.
Профилактика киберпреступлений
Профилактика и противодействие киберпреступности
Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.)
Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений
Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). Источник
Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. Источник
Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. Источник
Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации. Источник
Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. Источник
Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. Источник
Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. Источник
Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. Источник
Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. Источник
Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо. Источник
Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. Источник
Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. Источник
Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. Источник
Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. Источник
Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. Источник
Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. Источник
Смишинг – вид мошенничества (англ. smishing – SMS + phishing), целью которого является переход по ссылке из SMS и/или загрузки вредоносного программного обеспечения. Смишинг-сообщение обычно имеет схожий внешний вид сообщения от банка, государственного учреждения, оператора электросвязи, известного магазина, а также о внезапном выигрыше в лотерею или акции и т.д. Источник
Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. Источник
Профилактический материал
Материалы по вопросам кибербезопасности и Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников
- Материалы с сайта МВД Республики Беларусь
- Киберпреступность в Беларуси
- Как не стать жертвой вишинга
- Как не стать жертвой фишинга
- Как не стать жертвой интернет-мошенников
- Как не стать жертвой киберпреступника. Защита банковской карточки
Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления
- Борьба с киберпреступностью
- Киберликбез
В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:
- ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
- ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
- ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
- ст.351 «Компьютерный саботаж»;
- ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
- ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
- ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
- ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»
Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси
Telegram канал "Цифровая грамотность". Канал о том, как не стать жертвой мошенников в интернете
Как вести себя, если стал жертвой кибермошенников
На сегодняшний день наиболее распространенными формами мошенничества в Интернете являются:
— звонки от имени представителей обслуживающего банка, требующих под различными предлогами сообщить им данные банковской карты и иные персональные данные;
— «сайты-фальшивки» — на первый взгляд внешне не отличимые от искомых веб-сайтов своей структурой и оформлением, имеющие очень схожий домен, на которых не подозревающий пользователь вводит свои персональные данные, попадающие затем в руки злоумышлеников;
— взлом аккаунтов в соцсетях для распространения просьб о материальной помощи на благотворительные цели (например, под видом перевода денег для больных родственников, детских домов, приютов и т. д.);
— рассылка предложений об участии в проектах, для вступления в которые необходима уплата взноса или сообщение личных данных, распространение сведений о выигрыше в конкурсах и акциях, для получения которого необходимо перевести определенную сумму или сообщить данные банковской карты;
— рассылка вредоносных писем и сообщений, содержащих ссылки на установку вредоносного программного обеспечения под видом лицензионного, которое впоследствии передает злоумышленникам персональные данные;
— взлом и блокировка аккаунтов с большой аудиторией, для восстановления доступа к которым мошенники требуют перевода денег.
Потенциальная опасность стать жертвой кибермошенников подстерегает нас практически всюду, где есть интернет-подключение: в соцсетях, месенджерах, электронной почте…
А что же делать, если это все-таки произошло? Есть ли шанс вернуть свои деньги?
Сотрудники правоохранительных органов дают такие советы:
- Сохраняете спокойствие. Важно понимать, что существует целый комплекс доступных мер для противодействия такого рода хищениям, эффективность которых главным образом определяется быстротой вашей реакции на противоправные действия.
- Немедленно блокируйте карту. Если вы понимаете, что стали жертвой мошенничества, а злоумышленники получили доступ к вашим персональным данным — немедленно заблокируйте банковские карты. Сделать это можно следующими способами:
— позвонить в круглосуточный контакт-центр обслуживающего банка (обычно номер указан на обороте пластиковой карты);
— позвонить напрямую в круглосуточную сервисную службу Банковского процессингового центра по телефону 8-(017)-299-25-26;
— через мобильный или интернет-банкинг;
— через SMS-банкинг;
— в отделении банка.
- Фиксируйте информацию. При наличии возможности необходимо «по горячим следам» зафиксировать всю имеющуюся информацию о злоумышленнике: сделать скриншоты веб-сайта, социальной сети, переписки, записать имена, адреса, информацию, озвученную в ходе диалога, характерные особенности. В дальнейшем такие сведения могут быть очень полезны для установления и поиска виновных лиц.
- Обратитесь в банк. Сообщите в обслуживающий банк о хищении денежных средств. На основании обращения банк проведет внутреннюю проверку, результаты которой также могут быть полезны для расследования инцидента. Полезно будет также запросить письменное подтверждение от банка о противоправном выводе денежных средств с ваших расчетных счетов – эта информация поможет точнее определить размер имущественного ущерба от действий злоумышленников.
- Обратитесь в правоохранительные органы. Не стоит думать, что раз вы ничего не знаете о злоумышленнике, то дело безнадежно. Правоохранительные органы выработали эффективные меры расследования подобных дел. Также не стоит отказываться от обращения в милицию по причине небольшой суммы похищенного: вполне вероятно, что вы не единственная жертва противоправных действий, а любые сведения о злоумышленниках помогают в раскрытии преступлений.
- Обратитесь в службу поддержки. Если в результате обмана денежные средства были перечислены мошенникам через электронную платежную систему (например, EasyPay, WebPay и т. п.), то имеет смысл обратиться в службу поддержки этой платежной системы. Она может заблокировать аккаунт злоумышленника, что поможет предотвратить или помешать другим потенциальным хищениям.
- Как вернуть похищенные средства? После установления злоумышленников и в ходе рассмотрения дела в суде вы можете заявить требования о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате мошеннических действий. Также можно заявить иск в суд и в порядке гражданского судопроизводства, уже после постановления приговора по уголовному делу.
Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов.
Чат-бот "Цифровой ликбез" (@likbez_moiro_bot)
Голосовой чат-бот по кибербезопасности в мессенджере Telegram (@cybersafety_bot)
Рекомендации для детей
Рекомендации
- Советы по обеспечению безопасности детей в Интернете от компании Google
- Десять правил безопасности для детей в сети Интернете
- Безопасны ли школьные чаты? Что должны знать родители, дети которых общаются в мессенджерах
- Рекомендации по использованию программ родительского контроля
- Методические рекомендации «Ответственное поведение учителей в сети»