На современном этапе развития общества алкализация находит себе неисчислимые жертвы всюду, во всех слоях общества,невзирая на различие экономическое, социальное, политическое, правовое.
Современные научные данные установили бесспорно, что спиртные напитки даже в малых количествах не являются обходима: физиологической потребностью для организма, без алкоголизма все функции его выполняются лучше и в количественном и качественном отношениях.
Но в народных массах, даже и среди высокообразованных, интеллигентных людей не все научно образовано оценивают влияние алкоголя на организм.
Якобы питье в меру «это благо, считают многие». Это абсолютный бред.
Алкогольные предрассудки и питейные обычаи своего универсальностью и стойкостью обязаны наркотическому влиянию алкоголя на центральную нервную систему.
Вследствие этого у человека возникает ложная само оценка, иллюзия, самообман. При таком самочувствии ощущается повышенное благосостояние организма, повышенном работоспособность и физическая и духовная. К несчастью это самообман не только себя, но и окружающих.
Большую роль играет в жизни семьи и общества роль примера, подражания, внушения. Сила внушения тем резче, чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от которого внушение исходит. Поэтому влияние примера отца, матери старших братьев, сестер очень велико. Благодаря могучему влиянию примера, внушения и подражания умеренное регулярное вино питие в семье и в обществе становится опасным в воспитании подрастающего поколения. У детей укореняется ненормальное отношение к спиртным напиткам.
Действительность такова, что благодаря родителям, которые не ведая, что творят, с ранних лет отравляют нежный развивающийся организм различными алкогольными напитками. Это наблюдается повсюду, во всех слоях населения. Посмотрите на современных детей, они гиперактивны, неуравновешенны, у них задержка умственных способностей, плохо развитая речь, неустойчивое эмоциональное поведение. Это результат безвинного употребления алкоголя в меру. Роль семьи в борьбе с алкоголизмом очень велика. Именно в семье, можно на корню обрубить этот источник зла. «Секрет совершенствования человечества заключается в воспитании, - говорит Кант.
В семье, оценивающей должным образом всю могучую воспитательную силу именно примера, а не голых наставлений и поучений. Это необходимо для блага ваших детей, близких. Воспитание истинного гражданина своей родины, чутко отзывчивого к интересам всего человечества яд- алкоголь – является сильнейшим тормозом и преградой. Во имя светлого будущего ваших детей родители должны приложить волевые усилия и принцип жизни таков : в семье не должно быть места никаким спиртным напиткам!
Существует пять основных психологических характеристик детей алкоголиков :
1. Низкая самооценка.
2. Фокусировка на внешнее окружение.
3. Неспособность выразить свои чувства и справиться с переживаниями.
4. Неспособность попросить о помощи, но готовность оказать её другим, даже если в этом нет необходимости. Такой стереотип поведения дети усвоили в родительской семье.
5. Экстремальное мышление, которое формируется в результате того, что семья алкоголика живет в ситуации постоянного стресса.
В итоге, когда члены семьи сталкиваются с какой-либо проблемой (кроме алкоголя) они ищут не способы её решения, а виноватого.
Эти психологические особенности личности накладывают отпечаток на последующую взрослую жизнь.
Чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье : надежную привязанность матери, самостоятельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и контроля своих действий.
Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа. Если женщина на это будет закрывать глаза, то возможны последствия из-за её неадаптированного поведения, ребенок часто болеет в такой семье, агрессивно себя ведет, бурно проявляет (или скрывает) свои эмоции.
Вины матери в связи с неблагополучием в семье нет. Но несчастная мать не может воспитать счастливого ребенка, поэтому женщина должна переключиться, с проблем с мужем на свои собственные проблемы и проблемы своего ребенка. Мать способна помочь ребенку и результат обязательно будет положительным. Для этого ей необходимо освоить ряд методик по регуляции своего психического состояния и состояния ребенка, по способам взаимодействия с сыном (дочерью)
Для этого можно использовать традиционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание с помощью колыбельной песни или рассказывания сказки на ночь.
Итак, «Терапия материнской любовью»
Проводится через 20-30 минут после того, как ребенок заснул. Мать должна положить руку на голову ребенка и проговорить три раза (в слух, мысленно и опять вслух) словесные установки 9внушения) следующих блоков.
Первый блок.
«Витамины материнской любви»
-Я тебя очень сильно люблю.
-Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
Второй блок.
«Физическое здоровье ребенка»
- Ты сильный, здоровый, красивый.
- Ты хорошо ешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
- У тебя крепкое и здоровое тело.
Третий блок.
«Нервно-психическое здоровье»
-Ты спокойный мальчик (девочка, у тебя хорошие крепкие нервы.
-Ты умный.
-тебе нравиться быть спокойным.
- у тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.
- ты легко и быстро засыпаешь, хорошо спишь.
- ты видишь хорошие и добрые сны.
- у тебя хорошо развита речь.
- ты начинаешь хорошо говорить.
Четвертый блок.
«Народная медицина»
-Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
Пять шагов для создания тесной взаимосвязи между матерью и ребенком.
1. Часто брать ребенка на руки и прижимать его к себе.
2. Долго и спокойно смотреть ему в глаза.
3. Чаще улыбаться ребенку.
4. Петь колыбельные песни.
5. Поглаживать ребенка.
Комплименты детям: «Какой ты у меня крепкий, красивый» «У тебя красивые белые зубки», «Великолепные косички».
В неблагополучной семье (такое случается и в благополучных семьях) дошкольник слышит в свой адрес в основном негативные характеристики. В результате у него формируется стойкое аффективное сознание «Я плохой» «Если я плохой, то, значит, не достоин любви!»
Люди с низкой самооценкой, как правило, избегают трудных ситуаций, ими легко руководить, их нетрудно ввести в заблуждение, для многих из них характерно заискивающее поведение. Они часто занимают в жизни оборонительную позицию и легко разочаровываются, обвиняя других в своих собственных переживаниях. Зарубежные исследователи отмечали, что самооценка закладывается в раннем детстве, приводят такой факт: в возрасте от 1 до 5 лет дети обычно слышат от 15 до 20 тыс. раз слова «нет» «не делай», «нельзя». Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для снижения активности, неверия в свои силы.
Для нейтрализации этого негативного программирования потребовалось бы от 15 до 25 тыс. позитивных посланий типа «да», «ты можешь», «почему бы нет» специалисты отмечают, ребенок из алкогольной семьи находиться в сильнейшем нервно-психическом напряжении, что приводит к блокировке жизненной энергии, невозможности отреагировать отрицательные эмоции и в конечном итоге – к различным болезням.
Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса.
1. «Яйцо»
Ребенок садиться на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка ногами и руками, прижимает его к себе и слегка раскачивает.
2. «Колобок»
Поза эмбриона. Раскачивая вперед-назад и влево-вправо, затем перекатывается на спину и с боку на бок. Необходимо следить. чтобы его голова была прижата к коленям
3. «Лодочка».
4. «Бревнышко»
5. «Отними-ка»
Ребенок зажимает в кулаке мелкий предмет. Взрослый в течение минуты пытается разжать кулак и забрать предмет. Если это не удается, ребенок получает предмет в подарок.
С целью коррекции эмоционального состояния детей надо научить правильному дыханию. Упр. «Воздушный шарик» Для снятия тревожности можно использовать упражнение
«Дыхание по квадрату»
Работа с ребенком длительна и кропотлива. Она требует терпения от мамы. Поэтому необходимо отмечать каждый его успех, чаще хвалить и подбадривать. Такая работа позволит уменьшить влияние негативного опыта и активизировать его внутренние резервы.