Физическое воспитание каждого ребёнка предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.
С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Например, ловкому ребенку легко пробегать по извилистой дорожке, сильному – далеко бросить набивной мяч.
Дошкольник обладает различным уровнем прирожденных способностей, сложившихся на основе некоторых биологических предпосылок в сочетании с благоприятными условиями жизни.
С возрастом у ребенка увеличивается объем двигательных умений.
Каждый родитель может наблюдать, как растёт ребёнок. Но. важно при этом развивать способности ребёнка. Родители могут и должны помогать ребенку развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы ребёнок мог упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаться на среднем достигнутом уровне, направлять их энергию, крепнувшие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся.
Для каждого ребёнка особое значение имеет игра. Родители, не забывайте об этом!
ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ!
Подвижные игры и физические упражнения имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволит осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
ИГРАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Например, быстро добежать до ближайшего дерева, быстро подпрыгнуть и достать до ветки. Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы. Наблюдения за играющими детьми показывает, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Если малыши догоняют бабочку, катящийся мяч, то дети постарше соревнуются друг с другом в скорости, пробегая площадки, играют в «Ловишки». Отмечено, что в подвижных играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных возможностей детей. Можно учить ребёнка поддерживать высокий темп движения, например, в беге за взрослым, за сверстником, при катании обруча, мяча. Подбор подвижных игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту. подготовленности ребенка).
Необходимо при этом учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:
- Движение или игра должны быть в основных чертах быть освоена ребенком в медленном темпе.
- Продолжительность игр на быстроту должна быть длительной.
- Игры не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или снижений требований.
- Оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью.
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненными дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Но, ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. целесообразно действовать медленно. Так, в игре успеха достигает тот, кто умеет выждать. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, ловкости, силы. Ребенку, владеющему быстрым и в то же время сильным, энергичным отталкиванием при подскоках на месте легче освоить прыжки с разбега в длину в игре «Волк во рву». Ловкость необходима в подвижных играх. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, в другой – с хорошим чувством равновесия. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Например, в подвижной игре «Охотники и зайцы» при метании в движущуюся цель ребенок, точно оценив направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное усилие, попадет в цель, то в случае можно говорить, что ребенок ловкий. Одним из проявлений ловкости является так же умение сохранять равновесие тела в движении и в статистическом положении.
Существует два пути развития ловкости:
- Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. Так же важно включать элемент новизны и в те же движения, которыми уже дети владеют.
- Ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы - бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, плавать, высоко прыгать, далеко метать. Успехи детей в спортивных играх и упражнениях (катание на велосипеде, игры с мячом, ходьба на лыжах) также в значительной степени обусловлены силовой подготовкой. Чем лучше развиты мышцы и выше способности к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиться успеха в двигательной деятельности.
Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой- либо деятельности без снижения ее интенсивности. Это-способность человека противостоять утомлению от выполненной работы за счет волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течение которого ребёнок может выполнять работу заданной интенсивности.
Развитие выносливости происходит в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, а также в некоторых спортивных упражнениях.
Предложите ребёнку задания, не связанных с ловлей, увеличьте продолжительность бега, не требующего быстрого темпа. Или, наоборот, бег ритмичный, в ровном, спокойном темпе.
Гибкость -это степень подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, т.е. это растяжка, умение выполнять физические упражнения с большей амплитудой. Гибкое тело вашего ребёнка способно выдержать большую нагрузку. Приседания, наклоны, способность дотянуться до разных предметов из положения сидя, сто, лёжа определяет, насколько гибки мышцы. Предложите ребёнку изобразить, сымитировать животное, рыбку, достать предмет, который расположен дальше вытянутых вперёд рук ребёнка. Для ребёнка-это игра, для взрослого-возможность увидеть, насколько его ребёнок гибок.
Для воспитания у ребёнка физических качеств очень важны личностные качества, определяющие успех в деятельности: самостоятельность (активность, инициативность), творческое воображение.
Таким образом, основные двигательные качества развиваются не по отдельности, а в единстве.
Задайте ребёнку несколько вопросов, чтобы узнать мотивационную готовность вашего ребёнка к двигательной деятельности.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Нравится ли тебе заниматься физкультурой?
- Всегда ли тебе удаётся правильно выполнить упражнения, которые показывает педагог?
- Хотел бы ты быть тренером и учить детей выполнять физические упражнения?
- Если бы в детском саду проводилось спортивное соревнование, хотел бы ты в нём участвовать или только наблюдать, как соревнуются другие дети?
- Если бы было два детских сада-один, в котором дети занимаются физкультурой (выполняют физические упражнения, играют в спортивные и подвижные игры), и другой, в котором физкультуры совсем нет, -в какой из этих садов ты бы пошёл?
Подготовила руководитель физического воспитания Резник С.Н.
Литература:
- Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова.-М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
- Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет : учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.Н. Шебеко.- Минск: Нац. ин-т образования, 2016. -216 с.
- Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина, М. В. Мащенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. -137