Для вас, родители!

Роль семьи в воспитании здорового образа жизни ребенка

«Роль семьи в воспитании здорового образа жизни ребенка»

Подготовила:   

руководитель физического воспитания 

Винча Люция Андреевна

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжела­тельные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, со­блюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, ес­ли у него имеется возможность заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой поступательного развития.

Часто, в семьях, не созданы все необходимые условия для укрепления здоровья и развития детей. Например, нерегулярное пребывание ребенка на воздухе, дефицит ночного сна, малая двига­тельная активность и другие.

Известно, что систематическое сокращение длительности ноч­ного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защит­ные реакции организма ребенка.  Различные нарушения сна, в том числе и сокращение его длитель­ности, нередко связаны с не­рациональной организацией бодрствования детей в вечерние часы, предшествующие укладыванию. Многие родители укладывают детей поздно детей после 22.00. Причиной позднего засыпания детей чаще всего злоупотребление просмотром телепередач.       

Как известно, важнейшим условием полноценного развития до­школьника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы.

В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделя­ют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Но упускают из внимания уровень физического развития. Родите­ли редко совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие спортив­ные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на ве­лосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры — баскетбол, бадминтон, настольный теннис.

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. 

Сформированные с раннего детства навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем.

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/09/12/konsultatsii-instruktora-po-fizicheskoy-kulture-s 

свернуть

Десять советов родителям от руководителя физического воспитания

    1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не проявляйте пренебрежение к физическому развитию, так как пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: «не бегай», «не шуми», «не кричи громко». Ущемление потребности в самовыражении особенно сказывается на снижении самооценки и активности растущего человека. Вы должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.

   2. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. На занятиях физической культурой выдерживайте единую «линию поведения» обоих родителей, не допускайте противоположных распоряжений (мама - «хватит бегать»; папа - «побегай еще минут пять»). Единодушное мнение родителей способствует повышению интереса ребенка к физкультурным занятиям.

  З. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями, постарайтесь понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей, какова причина его негативных реакций (усталость или какое-то скрытое желание - например, ребенок хочет быстрее закончить занятиe физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу).  Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

   4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если ребенок не желает заниматься. Выясните причину отказа, устраните ее и только после этого продолжайте занятие.

   5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Помните: ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он болезненно реагирует на то, что окружающие считают его слабым и неумелым. Дайте понять ребенку, что вы уважаете его чувства, желания, мнения и считаетесь с ними.

   6. Определите индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Хотя практически всем детям нравятся подвижные игры, но некоторым из них не хватает каких-то качеств, например физической силы. Не отказывайте ребенку в просьбе купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания (он хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма в силе и ловкости).

   7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений, пусть ребенок выполняет комплекс упражнений, который ему нравится, как можно дольше, чтобы прочно усвоить разучиваемые движения.

   8. Требуйте, чтобы ребенок, соблюдая культуру выполнения физических упражнений, не допускал расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава, все делал «взаправду».

 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст, настроение, желание. Не применяйте к нему строгих мер, старайтесь приучать его к физической культуре собственным примером.

  10. Помните три незыблемых закона, которые должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Источник:

http://mdou44-nsk.ucoz.net/Malceva/konsultacija_sovety_roditeljam_po_fizicheskoj_kult.pdf 

свернуть

Физическая подготовленность и личностные качества вашего ребёнка

Физическое воспитание каждого ребёнка предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Например, ловкому ребенку легко пробегать по извилистой дорожке, сильному – далеко бросить набивной мяч.

Дошкольник обладает различным уровнем прирожденных способностей, сложившихся на основе некоторых биологических предпосылок в сочетании с благоприятными условиями жизни.

С возрастом у ребенка увеличивается объем двигательных умений.

Каждый родитель может наблюдать, как растёт ребёнок. Но. важно при этом развивать способности ребёнка. Родители могут и должны помогать ребенку развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы ребёнок мог упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаться на среднем достигнутом уровне, направлять их энергию, крепнувшие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся.

Для каждого ребёнка особое значение имеет игра. Родители, не забывайте об этом!

ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ!

Подвижные игры и физические упражнения имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволит осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

ИГРАЕМ И ВОСПИТЫВАЕМ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Например, быстро добежать до ближайшего дерева, быстро подпрыгнуть и достать до ветки. Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы. Наблюдения за играющими детьми показывает, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Если малыши догоняют бабочку, катящийся мяч, то дети постарше соревнуются друг с другом в скорости, пробегая площадки, играют в «Ловишки».  Отмечено, что в подвижных играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных возможностей детей. Можно учить ребёнка поддерживать высокий темп движения, например, в беге за взрослым, за сверстником, при катании обруча, мяча. Подбор подвижных игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту. подготовленности ребенка).

Необходимо при этом учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:

  1. Движение или игра должны быть в основных чертах быть освоена ребенком в медленном темпе.
  2. Продолжительность игр на быстроту должна быть длительной.
  3. Игры не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или снижений требований.
  4. Оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью.

Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненными дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Но, ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е.  целесообразно действовать медленно. Так, в игре успеха достигает тот, кто умеет выждать. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, ловкости, силы.  Ребенку, владеющему быстрым и в то же время сильным, энергичным отталкиванием при подскоках на месте легче освоить прыжки с разбега в длину в игре «Волк во рву». Ловкость необходима в подвижных играх. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, в другой – с хорошим чувством равновесия. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Например, в подвижной игре «Охотники и зайцы» при метании в движущуюся цель ребенок, точно оценив направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное усилие, попадет в цель, то в случае можно говорить, что ребенок ловкий. Одним из проявлений ловкости является так же умение сохранять равновесие тела в движении и в статистическом положении.

Существует два пути развития ловкости:

  1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. Так же важно включать элемент новизны и в те же движения, которыми уже дети владеют.
  2. Ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы - бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, плавать, высоко прыгать, далеко метать. Успехи детей в спортивных играх и упражнениях (катание на велосипеде, игры с мячом, ходьба на лыжах) также в значительной степени обусловлены силовой подготовкой. Чем лучше развиты мышцы и выше способности к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиться успеха в двигательной деятельности.

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой- либо деятельности без снижения ее интенсивности. Это-способность человека противостоять утомлению от выполненной работы за счет волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течение которого ребёнок может выполнять работу заданной интенсивности.

Развитие выносливости происходит в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, а также в некоторых спортивных упражнениях.

Предложите ребёнку задания, не связанных с ловлей, увеличьте продолжительность бега, не требующего быстрого темпа. Или, наоборот, бег ритмичный, в ровном, спокойном темпе.

Гибкость -это степень подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, т.е.  это растяжка, умение выполнять физические упражнения с большей амплитудой. Гибкое тело вашего ребёнка способно выдержать большую нагрузку. Приседания, наклоны, способность дотянуться до разных предметов из положения сидя, сто, лёжа определяет, насколько гибки мышцы. Предложите ребёнку изобразить, сымитировать животное, рыбку, достать предмет, который расположен дальше вытянутых вперёд рук ребёнка. Для ребёнка-это игра, для взрослого-возможность увидеть, насколько его ребёнок гибок.

Для воспитания у ребёнка физических качеств очень важны личностные качества, определяющие успех в деятельности: самостоятельность (активность, инициативность), творческое воображение.

Таким образом, основные двигательные качества развиваются не по отдельности, а в единстве.

Задайте ребёнку несколько вопросов, чтобы узнать мотивационную готовность вашего ребёнка к двигательной деятельности.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  1. Нравится ли тебе заниматься физкультурой?
  2. Всегда ли тебе удаётся правильно выполнить упражнения, которые показывает педагог?
  3. Хотел бы ты быть тренером и учить детей выполнять физические упражнения?
  4. Если бы в детском саду проводилось спортивное соревнование, хотел бы ты в нём участвовать или только наблюдать, как соревнуются другие дети?
  5. Если бы было два детских сада-один, в котором дети занимаются физкультурой (выполняют физические упражнения, играют в спортивные и подвижные игры), и другой, в котором физкультуры совсем нет, -в какой из этих садов ты бы пошёл?

 

Подготовила руководитель физического воспитания Резник С.Н.

 

Литература:

  1. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова.-М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  2. Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет : учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.Н. Шебеко.- Минск: Нац.  ин-т образования, 2016. -216 с.
  3. Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина, М. В. Мащенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. -137
свернуть

Гигиенические требования к спортивной форме и обуви на занятиях физической культуры в учреждении дошкольного образования

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться!

А в одежде повседневной,

Заниматься даже вредно!

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.

 Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

Родителям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий физической культурой:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2. Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.

Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве, они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

4. Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок.

Источник:

https://doshkolniki.org/obrazovanie/fizkultura/fizkulturnoe-zanyatie-kak-osnova-povysheniya-dvigatelnoj-aktivnosti-detej-6-7-let-v-dou.html 

свернуть