Профилактика детского насилия

Если ваш ребёнок стал жертвой насилия

Какому насилию подвергаются дети?

Насилие направлено на установление или удержание контроля и власти над другим человеком.

Дети подвержены насилию и жестокому обращению, потому что наименее защищены.

Психическое (эмоциональное) насилие

Это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. Выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее скрытым, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности внешнего вида и поведения ребёнка, испытывающего эмоциональное насилие:

  • задержка физического и умственного развития;

  • наличие соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология);

  • нервные тики;

  • энурез;

  • печальный внешний вид;

  • беспокойство и тревожность;

  • нарушение сна;

  • длительное подавленное состояние;

  • агрессивность;

  • склонность к уединению;

  • чрезмерная уступчивость и заимкивающее, угодливое поведение;

  • эксцентричность поведения;

  • суицидальные угрозы или попытки;

  • неумение контактировать с другими людьми, включа сверстников и взрослых;

  • плохая успеваемость;

  • низкая самооценка;

  • нарушение аппетита.

Физическое насилие

Это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Признаки физического насилия:

  • Свежие и заживающие отпечатки пальцев, ремня, ожоги, синяки, ссадины, раны; на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах; повреждения внутренних органов; синдром сотрясения (проявляется в форме потери сознания, рвоты, головных болей).
  • Гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпи как признаки отсутствия необходимого ухода.

О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

  • их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

  • очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

Особенности поведения ребёнка, подвергающегося физическому насилию:

В возрасте до 6 месяцев – безразличие к окружающему миру, малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы или её полное отсутствие, почти никогда не улыбается.

От 6 месяцев до 1,5 лет – боязнь контакта со взрослыми, боязнь родителей, постоянная настороженность, плаксивость, хныканье, подавленность, печаль, испуг при попытке взрослых взять ребёнка на руки.

От 1,5 до 3 лет – боязнь взрослых, редкое проявление радости, плаксивость, крайности в поведении: от чрезмерной агрессивности до безучастности, испуг при плаче других детей.

От 3 до 6 лет – принятие случившегося, отсутствие сопротивления, пассивное реагирование на боль, болезненное отношение к замечаниям, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. Младший школьный возраст – стремление скрыть причину повреждений и травм, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст – побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

Это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает:

  • мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребёнка, а также ласки эротических зон;

  • введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;

  • мастурбация обоюдная, со стороны ребёнка или взрослого;

  • демонстрация ребенку обнаженных гениталий, груди или ягодиц;

  • демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов;

  • сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей, вовлечение в проституцию;

  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (раздевание, купание, нахождение в туалете), а также принуждение детей раздеваться;

  • «груминг» - установление дружеских взаимоотношений с ребёнком с целью изнасилования. Это виртуальное сексуальное насилие в отношении детей, стремление получить у ребёнка с помощью цифровых технологий и социальных сетей какой-то материал, фотографию или видеоролик, впоследствии используемый для шантажа ребёнка.

Указанное насилие также является высокоскрытым явлением, так как по различным причинам (чувство страха, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт основания считать его ненасильственным, поскольку ребёнок:

- не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого;

- не может в полной мере осознать все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности внешнего вида ребёнка, характер травм и другие последствия, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

  • Повреждение кожи груди или бёдер;

  • Следы спермы на одежде, коже;

  • Заболевания, передающиеся половым путём;

  • Беременность;

  • Повторные или хронические инфекции мочевого тракта;

  • Резкие колебания в весе;

  • Вагинальные кровотечения;

  • Психосоматические расстройства.

Особенности поведения детей, испытавших сексуальное насилие:

В дошкольном возрасте: ночные кошмары, страхи, появление форм поведения, характерных для более младшего возраста (т.е. регрессивное поведение), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, нервно-психические расстройства.

В младшем школьном возрасте: низкая успеваемость в школе, замкнутость, стремление избегать контактов, изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителей), ухудшение взаимоотношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

В подростковом возрасте: депрессия, побеги из дома, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи, жалобы на боли в животе.

Сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

Будьте внимательны к детям!

Раннее выявление случаев насилия в отношении детей и оказание им комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребёнка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание каждого из нас.

свернуть

Признаки насилия над ребёнком

Признаки физического насилия и неудовлетворения жизненных потребностей ребенка

Поведенческие и эмоциональные показатели насилия

Существует несколько факторов, влияющих на реакцию ребёнка на насилие, и на то, как насилие сказывается на развитии ребенка. Эти факторы определяют поведенческие показатели плохого обращения с детьми:

• Возраст ребенка в момент, когда он впервые подвергается насилию – Чем младше ребенок, который впервые подвергается насилию, тем выше вероятность возникновения у него серьезных задержек в развитии.

• Продолжительность периода времени, на протяжении которого ребенок подвергался насилию – чем дольше ребенок подвергается насилию, тем больше это сказывается на его развитии.

• Периодичность случаев насилия – чем чаще ребенок подвергается насилию, тем более серьезными будут его последствия.

• Характер отношений между ребенком и лицом, подвергающим его насилию ­– чем теснее связь между ребенком и лицом, подвергающим его насилию, тем выше вероятность возникновения негативных последствий. Наиболее серьезные последствия возникают в случаях, когда ребенок подвергается насилию со стороны родителей.

• Тип насилия – чем большую боль вызывает насилие, и чем более серьезные травмы получает ребенок, тем тяжелее психологические и физические последствия.

• Возможности ребенка в плане получения помощи – присутствие других взрослых, которые не допускают насилия в отношении ребенка и могут обеспечивать уход за ним (независимо от того, где они находятся – дома или в непосредственной близости от дома), может отчасти сгладить негативные последствия насилия.

• Конституциональные факторы – характер личности и темперамент ребенка могут повлиять на последствия насилия в его отношении. Одни дети обладают более высокой лабильностью и умеют хорошо справляться со своими бедами, другие дети более ранимы.

Дети младшего возраста, которые очень рано подверглись серьезному насилию, могут демонстрировать устойчивые признаки отставания в развитии и анормальные поведенческие паттерны:

• Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым, «витать в облаках»; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.

• Ребенок может ныть, хныкать, плакать, не ожидая, что кто-нибудь его утешит. Он также может воздерживаться от обращения к взрослым за помощью.

• У некоторых детей, которые подвергались серьезному насилию, было зарегистрировано состояние «холодной наблюдательности». Они не проявляют никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг них.

• Ребенок может ощущать неловкость или проявлять страх перед физическим контактом.

• Дети, подвергшиеся серьезному насилию, могут вести себя так, как будто они больны аутизмом. Многие из них не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие их предметы. 

• Ребенок может демонстрировать полную зависимость от взрослых, вызывающую жалость и сострадание, в то же время будучи неспособным к формированию нормальной привязанности к любому взрослому человеку.

• Ребенок может казаться страдающим от депрессии или никак не проявлять свои эмоции. Он может не плакать от боли или обиды (или вообще никак не реагировать на боль или обиду) и не показывать удовольствие от приятных ощущений. В некоторых случаях дети, подвергшиеся насилию, не улыбаются и не играют.

Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие признаки:

• Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.

• Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе с незнакомцами.

• Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой инверсии. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей.  Он может также «льнуть» к родителю, которые подвергает его насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.

• У ребенка могут проявляться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая физическое недомогание и регрессивное поведение.

·    Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно «обидчивым».

Около 3 тысяч детей в России подверглись сексуальному насилию в 2012 г - Ейск гид - Новости Ейска

Ребенок школьного возраста, подвергшийся насилию, ведет себя практически так же, как и ребенок дошкольного возраста. Возникающие у такого ребенка проблемы в общении со сверстниками и взрослыми и задержки в развитии тем серьезнее, чем дольше он подвергался насилию.

• Ребенок может взять на себя роль «взрослого» в своих отношениях с родителем. Зачастую он ведет себя как «маленький помощник», который заботится о родителе, демонстрирует чрезмерную озабоченность, когда родитель пребывает в плохом настроении, и необычайно уступчив и послушен.

• У ребенка могут возникать трудности в общении с другими детьми и со взрослыми. Он может пытаться ими манипулировать или вести себя отстраненно и неприступно. Он может также проявлять злобу, агрессию, закатывать истерики.

• Некоторые дети, подвергшиеся насилию, внешне ведут себя «гиперактивно», проявляют высокий уровень рассеянности, не могут сконцентрироваться на том, что они делают, проявляют другие признаки хронического тревожного состояния.  Они часто плохо успевают в школе и могут казаться постоянно «озабоченными».

• Ребенок может проявлять страх перед родителями, а в некоторых случаях полное отсутствие страха и наплевательское отношение к замечанием со стороны родителей или других взрослых.

• В некоторых случаях дети носят одежду «не по сезону» или одежду, которая им не нужна, стремясь стать как можно «незаметней» или скрыть внешние следы полученных ими травм.

Подростки, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие поведенческие проблемы:

• Склонность к вранью, воровству, шутовству, другим агрессивным поведенческим паттернам

• Злоупотребление алкоголем или наркотиками

• Прогулы, неоднократные попытки сбежать из дому и отказ возвращаться домой

• Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений

Поведенческие и эмоциональные показатели

неудовлетворения жизненных потребностей

Поведенческие и эмоциональные показатели могут «подсказать», что в семье не удовлетворяются жизненные потребности ребенка, даже в отсутствие ясных физических свидетельств заболеваний или травм:

• Очень много детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, характеризуются отставанием в развитии по всем направлениям.  Степень отставания можно установить, сравнив уровень развития ребенка с уровнем развития «нормального» ребенка его возраста.  У детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, может отмечаться отставание (от небольшого до значительного) в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей (в связи с чем они часто плохо успевают в школе), развитии социальных навыков и навыков межличностного общения, и эмоциональном развитии.  У детей, жизненные потребности которых удовлетворяются крайне плохо, может развиться умственная отсталость.

• Дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, часто обладают замедленной реакцией, ведут себя безмятежно, апатично, скучно, не проявляют любопытства, не интересуются тем, что их окружает. Они не пытаются завязать отношения с другими людьми, не стараются как-то выделиться в общении с ними. Они часто не играют или играют без какого бы то ни было энтузиазма. В случаях крайне плохого удовлетворения их жизненных потребностей, дети могут проявлять признаки депрессии.

• Ребенок может казаться голодным или вечно уставшим.  Некоторые дети, которых плохо кормят, стремятся восполнить недостаток пищи путем воровства или попрошайничества.

• Некоторые дети, жизненные потребности которых не удовлетворяются, могут не контролировать свое поведение в силу отсутствия ограничений со стороны взрослых, которые обязаны обеспечивать уход за ними. Они также могут проявлять различные поведенческие проблемы, находиться в тревожно-мнительном состоянии, демонстрировать другие признаки эмоционального истощения. В некоторых случаях их поведение отличается напускной храбростью.

• Плохая успеваемость может являться показателем неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, особенно если он не может сконцентрироваться, засыпает на уроках, не проявляет интерес к школьной жизни. Низкая успеваемость сама по себе не может считаться результатом неудовлетворения жизненных потребностей ребенка, однако может стать еще одним подтверждением того, что о ребенке плохо заботятся, в сочетании с другими показателями. 

Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребенка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей детей может привести к нанесению ребенку серьезной травмы, отставанию в развитии, возникновения серьезных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти. Согласно недавно проведенным статистическим исследованиям, от неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения. Неудовлетворение жизненных потребностей детей зачастую не столь очевидно для неискушенного наблюдателя, вследствие этого оно труднее поддается выявлению и привлекает к себе меньше внимания, чем жестокое обращение с детьми.

К детям, жизненные потребности которых не удовлетворяются, относятся:

• Дети, которые оставлены родителями – К этой категории относятся дети, которых родители на продолжительное время оставляют на попечение других людей, в том числе незнакомых, тем самым лишая их возможности общаться с собой и своей поддержки.

  •  Дети, которых родители прогнали из дому, не обеспечив их надлежащим уходом и наблюдением.

• Дети, которые страдают от истощения и обезвоживания – Таких детей не кормят вообще или кормят недостаточно. У грудных детей сильное истощение приводит к угнетению всех жизненных функций. У детей более старшего возраста симптомы могут быть менее заметны, однако последствия долгосрочного недоедания могут оказаться весьма серьезными. Таких детей можно узнать по следующим признакам: недостаточный для их роста и возраста вес, худые конечности, землистый, бледный цвет лица, пастозность кожи лица, а у детей более младшего возраста – выпячивающийся живот. Необеспечение детей достаточным питанием может привести к повреждению головного мозга и смерти.

  • Дети, которые не получают необходимую медицинскую помощь в соответствии с рекомендациями врачей.

• Дети, которые больны, травмированы и не получают медицинскую помощь – Непредоставление медицинской помощи может привести к возникновению хронических заболеваний и наступлению инвалидности. Кроме того, непредоставление медицинской помощи ведет к обострению обычных детских заболеваний и возникновению осложнений. Например, если не лечить простуду или грипп, у ребенка может развиться пневмония с весьма плачевными последствиями – вплоть до летального исхода.

• Дети, которые живут в опасной физической среде – если в доме грязно, это само по себе еще не создает угрозу жизни и здоровью ребенка, однако ребенку может быть нанесен серьезный вред, если он проживает в условиях антисанитарии или риска получения физических травм. Грязь (открытые мусорные баки, гниющие остатки пищи, экскременты животных и людей) и другие признаки антисанитарии могут стать прямой причиной возникновения у ребенка серьезных заболеваний. Опасные физические условия в доме и его окрестностях (битое стекло, острые углы, открытая электропроводка, отшелушивающаяся свинцовая краска, крысы и другие паразиты, а также наличие неогороженных высоких мест, с которых ребенок может упасть или ям) подвергают ребенка риску получения серьезных травм.

• Дети, которых оставляют без присмотра – дети, которые слишком малы, чтобы самостоятельно удовлетворять свои потребности, и которых родители оставляют одних. Дети, родители которых не в состоянии обеспечить надлежащий присмотр в силу того, что они злоупотребляют алкоголем или наркотиками или страдают от психических заболеваний; а также дети, которые находятся под присмотром лиц, не способных удовлетворять их потребности, подвергаются риску потери здоровья и смерти. Многие дети погибли в огне пожаров в результате того, что они играли со спичками в отсутствие родителей.

• Дети, в отношении которых родители не обеспечивают физический уход и соблюдение правил гигиены – И здесь следует отметить, что грязный ребенок необязательно подвержен риску. Тем не менее, постоянное отсутствие физического ухода может повысить риск заболевания. В качестве примеров можно привести язвенную сыпь, возникающую в результате нерегулярной смены пеленок, а также локализованные или системные бактериальные инфекции, возникающие в результате обычных царапин, порезов и других небольших травм, которые не были вовремя обработаны.

• Дети, которые носят одежду, не соответствующую погодным условиям – ребенок, который недостаточно одет в плохую погоду, рискует заболеть от переохлаждения.

• Неспособность или нежелание родителей отправить детей в школу и обеспечить получение ими базового образования либо рекомендованного специализированного образования квалифицируется как неудовлетворение потребностей детей в области образования.

• Неудовлетворение эмоциональных потребностей детей имеет место в случаях хронической эмоциональной депривации, когда ребенку отказывают во внимании и ласке, когда его игнорируют, заставляют чувствовать себя ненужным и нелюбимым. Если ребёнка изолируют и отказывают ему в контактах с другими людьми, либо когда ребенок вовлекается в семейные конфликты или становится свидетелем зачастую иррационального поведения родителя, страдающего от психического заболевания или эмоционального расстройства. Неудовлетворение потребностей ребенка имеет место также в случаях, когда родители не препятствуют вовлечению ребенка в употребление наркотиков, игнорируют тот факт, что он прогуливает занятия в школе или занимается преступной деятельностью. Когда родители отказываются обеспечивать лечение ребенка, который страдает от эмоциональных расстройств или расстройств в поведенческой сфере, либо держат ребенка в состоянии полной зависимости, тем самым тормозя его общественное развитие.

Степень постоянного ущерба в результате неудовлетворения жизненных потребностей детей может варьироваться, однако в общем случае, чем младше ребенок и чем сильнее его отставание в развитии, тем большему риску он подвергается. Дети младшего возраста наиболее уязвимы перед последствиями неудовлетворения их жизненных потребностей в силу тех же причин, по которым они наиболее уязвимы перед жестоким обращением.

В случаях полного неудовлетворения жизненных потребностей ребенка последствия этого зачастую видны «невооруженным глазом» – ребенок выглядит истощенным, больным, травмированным.

Если жизненные потребности ребенка не удовлетворяются лишь частично, заметить это труднее. Тем не менее, долгосрочные последствия хронического неудовлетворения жизненных потребностей детей могут быть весьма серьезными. Установление возможности возникновения таких последствий и определение типов социальных услуг, которые могут сократить соответствующие риски, являются одной из главных задач специалистов системы защиты детства в рамках комплексной оценки общего положения дел в семье.

Эмоциональное (психологическое) насилие

Отвержение

Проявление враждебности по отношению к детям, их унижение и отвержение. Сюда относятся ситуации, когда ребенка принижают, высмеивают, стыдят, поносят, делают из него козла отпущения, прилюдно его оскорбляют, постоянно его критикуют и наказывают, заставляют его выполнять большую часть работы по дому, отказывают ему в поощрении.

Терроризирование

Сюда относятся ситуации, когда родитель угрожает нанести ребенку физический вред, убить или бросить его, заставляет ребенка становиться свидетелем жестокого обращения к другому родителю. Если родитель оставляет ребенка без присмотра в опасной ситуации; помещает ребенка в непредсказуемую или хаотичную среду; ставит перед ребенком нереальные задачи, угрожая ему утратой, нанесением вреда или возникновением опасности, если он не решит эти задачи; угрожает насилием или допускает насилие в отношении ребенка, близких ему людей, любимых им предметов.

Эксплуатация или растление

Сюда относятся ситуации, когда родитель поощряет или понуждает ребенка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие деяния), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, проституции, или, если родитель занимается финансовой эксплуатацией ребенка.

Отказ в эмоциональной близости

Игнорирование попыток ребенка наладить отношения и потребностей ребенка к общению, взаимодействие с ребенком только в случаях крайней необходимости, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребенку.

Изоляция

Постоянное введение необоснованных ограничений на общественные контакты ребенка и отказ в удовлетворении потребности ребенка в налаживании и поддержании отношений со сверстниками и взрослыми.

Ограничение свободы передвижения

Применение наказаний в виде запирания ребенка в стенном шкафу или подвале, особенно на продолжительный срок.

Отказ в удовлетворении потребностей

Использование отказа в убежище и сне в качестве наказания.

ФИЗИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Показатели сексуального насилия над детьми варьируются в зависимости от возраста.

Сексуальное насилие включает в себя целый ряд действий, не оставляющих физических следов. К этим действиям могут относиться поцелуи, энергичное ощупывание эрогенных зон, демонстрация гениталий, а также понуждение ребенка к наблюдению за половым актом, осуществляемым взрослыми.

Если ребенок был физически вовлечен в сексуальные действия, это может привести к возникновению физических показателей сексуального насилия или нанесению ребенку травм. Наличие таких показателей или травм может быть подтверждено по результатам медицинского освидетельствования, которое должно проводиться врачом, специализирующимся на случаях сексуального насилия. У многих детей, подвергшихся сексуальному насилию, возможно выявление следующих физических признаков:

•  Травмы в области гениталий, включая синяки, порезы или разрывы, следы укусов, растяжение влагалища или прямой кишки, трещины в прямой кишке, опухание или покраснение генитальных тканей. (Причиной возникновения таких травм могут быть проникновение во влагалище или прямую кишку пальцами, пенисом или другими предметами.  Укусы и синяки могут также быть найдены на груди, ягодицах и бедрах. Травмы гениталий у детей младшего возраста могут быть результатом физического наказания за несоблюдение правил опрятности при отправлении естественных надобностей. Под воздействием таких травм дети могут «вертеться» на стульях в школе или проявлять признаки физического дискомфорта.)

•  Наличие заболеваний, передающихся половым путем, таких как генитальный герпес, гонорея, сифилис, остроконечная кондилома или хладимиоз, являются неопровержимыми доказательствами того, что ребенок подвергся сексуальному насилию.  Выявление у девочек и девушек монилиаза (дрожжевой инфекции) необязательно свидетельствует о том, что они подверглись сексуальному насилию. Дрожжевые инфекции могут возникать в результате приема системных антибиотиков или избыточного спринцевания. В то же время выявление дрожжевой инфекции у девочки младшего возраста требует проведения медицинского освидетельствования и дальнейшего расследования.

•  Сыпи, зуд или раны в области гениталий и заднепроходного отверстия.

  • Подозрительные пятна, кровь или семя на нижнем белье, одежде или теле ребенка.

•  Инфекционные заболевания мочевого пузыря или мочевыводящих путей (Симптомы включают в себя боль при мочеиспускании, наличие крови или гноя в моче и высокая периодичность мочеиспускания. Инфекционными заболеваниями мочевыводящих путей часто страдают сексуально активные женщины. У девочек такие инфекции выявляются крайне редко, за исключением случаев, когда они страдают заболеваниями мочевого тракта (например, девочки, болеющие расщеплением позвоночника часто страдают от инфекционных заболеваний мочевыводящих путей в результате неврологической дисфункции.)  Все случаи выявления инфекционных заболеваний мочевыводящих путей у детей должны расследоваться на предмет возможного сексуального насилия.)

•  Болезненная дефекация или запоры могут свидетельствовать о проникновении в прямую кишку.

•  Ранняя необъясненная беременность, особенно у девочек, поведение которых не указывает на то, что они занимаются сексом со своими сверстниками.

Поведенческие показатели сексуального насилия.

В зависимости от того, как давно имел место половой контакт, и насколько интенсивным он был, явные физические показатели сексуального насилия могут отсутствовать. Помимо физических показателей, существуют поведенческие показатели сексуального насилия.

•  Словесное заявление – Когда ребенок заявляет, что он принимал участие в сексуальных действиях, или что взрослый делал с ним «плохие вещи», это всегда надо воспринимать серьезно. Если не обратить внимание на такое заявление или принизить его значимость, в будущем ребенок может не выказать желания обсуждать этот вопрос. Ребенок зачастую не может прямо заявить о том, что стал жертвой сексуального насилия, поскольку преступник угрожал ему, что это повлечет за собой серьезные последствия.  В силу этого такие заявления могут носить завуалированный характер, например: «Я не хочу идти домой» или «Я больше не люблю папу».

•  Высокий уровень осведомленности по вопросам секса и сексуальное поведение, не соответствующее возрасту ребенка –Специалист олжен быть осведомлен о том, что и сколько дети разного возраста должны знать о сексе, и как они должны себя вести в сексуальном плане, чтобы вовремя выявлять несоответствия.  При этом существуют некоторые поведенческие паттерны, которые зачастую свидетельствуют о нехарактерной вовлеченности в сексуальную деятельность. К ним относятся следующие:

  • Сексуально вызывающее поведение в отношении взрослых
  • Имитация половых актов у детей доподросткового и подросткового возраста, включая имитацию групповых половых актов
  • Злоупотребление мастурбацией (сверх того, что характерно для детей данного возраста)
  • Вовлечение других детей в игры с сексуальным подтекстом (за исключением игр, которые мотивируются нормальным любопытством и потребностью в визуальном и тактильном исследовании, таких как игры «в больницу» и взаимное раздевание, которые характерны для детей младшего возраста)
  • Создание и реализация сексуальных сценариев с привлечением игрушек или кукол (например, кукла-«ребенок» кладет лицо на пах куклы-«папы» и говорит: «Ему это нравится»; или кукла-«папа» засовывает руку под юбку куклы-«ребенка» и начинает тереть ее в области «лобка»)
  • Страх перед мужчинами или женщинами
  • Страх перед сексом у подростков (если он не может быть объяснен нормальными для подростков амбивалентностью и тревожностью)

• Некоторые дети надевают на себя чрезмерно много одежды, что можно истолковать как символическую попытку спрятать или защитить свое тело. Кроме того, они могут прятать одежду, на которой остались физические следы сексуального насилия.

• У детей, подвергшихся половому насилию, зачастую присутствуют общие признаки эмоционального истощения. Следует, однако, помнить о том, что эти признаки необязательно указывают на то, что имело место сексуальное насилие.  К ним относятся следующие:

Страхи и фобии (боязнь темноты, нежелание идти в школу, на улицу, домой, страх быть оставленным в одиночестве, беспредметная тревога, боязнь конкретных людей)

Агрессивное поведение, истерики, сцены, попытки убежать из дому, стремление ввязаться в драку

Уход от общества, скрытность, изоляция, общее недоверие к людям

Общая раздражительность, подверженность приступам плача, избыточная активность, неспособность сконцентрироваться

Регрессия у детей младшего возраста (недержание мочи, недержание кала, сосание большого пальца, переход на «детский лепет», болезненное стремление к физической ласке)

Тревога и депрессия

свернуть

Почему некоторые родители с детьми обращаются жестоко?

Факторы, провоцирующие жестокость в детско-родительских отношениях

Семья:

  • Малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, супружеские конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы;
  • Юные родители (17 лет и младше);
  • Низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей;
  • Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Родители:

  • Психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • Наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • Родители, сами подвергавшиеся в детстве жестокому отношению или лишенные родительских прав.

Дети – жертвы насилия:

  • Нежеланный, нелюбимый ребенок;
  • Наличие у ребенка физических или умственных недостатков, недоношенность при рождении и низкая масса тела, врожденные уродства, сходство с нелюбимым родственником;
  • Нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, непослушание, высокоодаренный или талантливый ребенок

Зарубежные психологи С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др., работающие над проблемой жестокого обращения с детьми долгие годы, выделяют 7 типов–схем жестокого обращения родителей с детьми:

  • «Ребенок-мишень» - в таких семьях ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Ещё более усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
  • «Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать у родителей вспышки жестокого поведения в отношении своего ребёнка.
  • «Отсутствие навыков отцовства и материнства» - такие родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
  • «Необразованный родитель» - у родителя отсутствуют элементарные знания о возрастных особенностях развития детей, такой родитель не умеет учитывать особенности детской психики.
  • «Модель домашнего насилия» - жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
  • «Изоляция от внешнего мира» - у родителя наблюдается нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, - развивается потребность в уединении и проявляется агрессия на любые попытки его нарушить.
  • «Семейные стереотипы» - нарушение ребёнком традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).

Мотивы воспитания ребенка с «убитой душой» (по А. Миллер):

  • Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда – то сами.
  • Потребность найти выход для подавленных чувств.
  • Потребность иметь в своем распоряжении живой объект для манипулирования.
  • Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического переноса родительских педагогических принципов на собственного ребенка.
  • Страх свободы.
  • Страх появления того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.
  • Реванш за боль, которую сам когда-то пережил.

Используемая литература:

  1. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 96 с. – (Библиотека школьного психолога).
  2. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с. – (Психология для всех).
 
свернуть

Как научить ребёнка безопасному поведению с незнакомыми людьми

1. Не оставляйте детей одних!

Не отпускаем ребёнка гулять одного, не отпускаем ребёнка в одиночку идти в магазин или в школу до 7-8 лет. Ребёнка, который находится на виду, похитить сложнее.

Приучать ребёнка ходить одному нужно правильно. Приучайте ходить по одной и той же улице, переходить дорогу в правильном месте. Пройдите с ним эту дорогу несколько раз прежде, чем ребёнок начнёт ходить один. Обратите его внимание на потенциально опасные места, куда ходить нельзя. Исключите из его маршрута безлюдные и неосвещённые улицы, парковые зоны, заброшенные здания, гаражи, стройки. Установите на телефон ребёнку или на его смарт-часы специальные приложения, отслеживающие его передвижения.

2. «Свой-чужой».

Мы говорим ребёнку: «Не ходи никуда с незнакомыми людьми». Дети запоминают, что с незнакомыми людьми ходить никуда нельзя, а со знакомыми – можно. И уходят…

Нужно правильно разграничить для ребёнка понятия «свой» и «чужой». Представьте себе мишень. «Яблочко» мишени – это самые близкие люди. Например, мама и папа. Это те люди, которые несут полную ответственность за ребёнка и чьи решения ребёнок должен выполнять. Следующий круг – это близкие люди или родственники, с кем ребёнок постоянно живёт или общается. Пусть это будет очень узкий круг, но в нём будут люди, которым вы смело можете доверить жизнь ребёнка. Обсудите с ребёнком, с кем из них можно идти, при каких условиях, что им можно рассказывать о себе, что им можно разрешать делать с ним (например, купать). Составьте с ребёнком по той же системе следующий круг доверия.

Ребёнок должен хорошо усвоить, что похитителем может быть не только грозный дядя, но и старушка, соседка, мальчик из соседнего дома.

Ребёнок должен хорошо усвоить, что каким бы милым и добрым ни казался человек, подошедший к ребёнку, даже если он знает, как зовут маму и папу, даже если он работает с ними вместе, даже если он ни раз был у вас дома, даже если он одет по форме, всё равно, это человек чужой, и без ведома родителей с ним нельзя никуда уходить, нельзя садится к нему в машину.

Что делать, если ребёнка кто-то угощает конфетой при вас? Можно взять конфету из рук «дарителя» самому, поблагодарить, и из своих рук передать ребёнку».

Что делать, если ребёнка кто-то угощает конфетой, когда он один? Вежливо отказаться.

3. Научите говорить «нет».

Мы говорим ребёнку: «Ты должен слушаться взрослых». И дети слушают и покорно делают всё, что им скажет взрослый. Мы поощряем его послушание и не задумываемся, что у медали две стороны: что теперь любой взрослый является для ребёнка тем, кого надо слушаться.

Ребёнок должен уметь сказать «нет». Отказ – это не оскорбление.

Ребёнка нужно научить держать дистанцию и говорить «нет». Нужно учить ребёнка говорить «я всё расскажу».

4. Просить помощи не стыдно.

Стыд, чувство неловкости, страх – это те основные причины, по которым дети не могут попросить о помощи. Но результат всегда один. Попавший в беду, и не попросивший о помощи ребёнок, самостоятельно решить проблему не сможет, а это значит, что и шансов выжить у него не остаётся.

5. Учим звонить по телефону маме, папе или бабушке.

Научите ребёнка, что если кто-то пытается увести его под любым предлогом (например, «Твоя мама просила», «Помоги мне открыть дверь», «Пойдём, покажу, где живёт котёнок»), то первым делом ребёнку нужно позвонить маме. Предупреди, а потом делай.

С ребёнком постарше можно придумать «SOS-слово». Это слово или словосочетание, услышав которое мама сразу поймёт, что ребёнок в опасности. Это может пригодиться, если кто-то контролирует, что говорит ребёнок.

6. Кричать нужно уметь.

Мы говорим ребёнку: «Тише, ты в общественном месте! Что ты кричишь, ты не один. Ты что, в лесу родился?». Так мы прививаем ребёнку культуру поведения в общественных местах. Но дети перестают кричать вообще. И в тот момент, когда ребёнку понадобится помощь, он, скованный ужасом и, помня наказ «не кричать», не закричит.

Объясните ребёнку, что кричать ради спасения нужно. Помогите ребёнку научиться кричать, помогите ему снять этот барьер: выезжайте с ним на природу и кричите. Кричите, катаясь с ним на каруселях.

Научите ребёнка кричать громко. Кричать сразу, чтобы привлечь к себе внимание.

Научите кричать правильные слова. Например, «Чужой», «Пожар», «Help», «Мама, помоги», «Это не мой папа», «Это не моя мама», «Меня украли», «Я его не знаю», «Помогите».  Но помните, чем длиннее фраза, тем она сложнее для произношения и для понимания. Выберите такое короткое и ёмкое слово, которое сможет произнести ребёнок на одном выдохе. А если ребёнок маленький или имеет проблемы с дикцией, то его крик окружающие вообще не разберут. И преступник легко может сказать окружающим, что «он просто в садик не хочет идти».

7. Учим оказывать сопротивление.

Учим куда бить. Учит кусать, щипать, вырываться.

Учим в игре и на регулярной основе.

Учим ребёнка поднимать руки и прямо скатываться вниз как мешок с картошкой. Затем пинаться, не давать себя поднять.

Ребёнка надо научить становиться НЕУДОБНЫМ для совершения преступления.

Многие дети это и сами умеют делать, когда не хотят куда-то идти. Ты берёшь их на руки, а они хлоп, ручки вверх подняли и скатились, и ты их держать уже не можешь. Этот навык и надо закреплять у них.

8. Правило нижнего белья / Правило купальника

Никто не должен дотрагиваться до частей тела, прикрытых купальником.

Никто не должен просить показать или потрогать части тела, прикрытые купальником.

Напомните, что игры и прикосновения не должны быть секретом.

Ни взрослый, ни ребёнок не имеет права смотреть, прикасаться или показывать ребёнку интимные места и делать из этого секрет.

Объясните ребёнку, что при купании или осмотре у врача может понадобиться прикоснуться к интимным частям тела ребёнка. Но эти люди должны объяснить причину и спросить согласия ребёнка.

Иногда самому ребёнку бывает интересно как устроены интимные части тела у других людей, но если это нарушает правило безопасности, то лучше ребёнку дать понять, что он может подойти к вам и задать любой вопрос или рассказать о любой, даже стыдной ситуации.

9. Начинайте искать сразу.

Как только ребёнок не вернулся домой, обзвоните знакомых и родных, сообщите о случившемся, узнайте, не у них ли он.

Позвоните одноклассникам, учителям, друзьям, бывшим мужьям и жёнам.

Пройдите обычным маршрутом ребёнка. Проверьте его любимые места и сразу же подавайте заявление в милицию. Звоните 112 или 102.

Подключайте добровольные движения.

Не страшно просить помощи, попав в беду, страшно опоздать!

  1.  Нельзя ездить в лифте с посторонними.

Наш дом – наша крепость. Мы входим в подъезд и становимся спокойнее, ведь от квартиры нас отделяют считанные метры.

Лифт и лестничная клетка – это один из самых распространённых мест нападений и краж.

Напомните детям, что перед входом в подъезд необходимо осмотреться по сторонам, не шёл ли кто за ними. Люди не обязательно должны идти: они могут остановиться и смотреть по сторонам, «копаться» в телефоне или в сумке.

Если при входе в подъезд детей догоняет посторонний, нужно как можно скорее развернуться и выйти из подъезда на улицу.

Подниматься по лестничной клетке можно с близким взрослым.

Если с ребёнком лифт ждёт посторонний, нужно выйти на улицу и переждать или позвонить родителям, дружественным соседям, чтобы они встретили ребёнка. До этого времени быть на виду.

Можно подождать женщину, чтобы войти в ней в подъезд или лифт.

Вы скажете, что женщина – тоже посторонний человек. Да, верно, но статистика говорит о том, что почти все преступления в подъездах и лифтах совершают мужчины.

Помните и научите ребёнка, что камера видеонаблюдения не спасает от нападения. Камера позволяет посмотреть, что уже случилось.

Если взрослых нет, обратиться к любой женщине с ребёнком. Зайти в магазин по соседству и обратиться к кассиру. Лучше позже попасть домой, чем подвергать себя опасности.

Заходя одному в подъезд, убедись, что дверь за тобой точно закрыта. Если кто-то пытается войти, сразу выйти на улицу.

Если тебя что-то пугает, не беги на лестницу, беги на улицу.

Если за тобой всё же кто-то вошёл, сделай вид, что идёшь к почтовым ящикам, кого-то ждёшь. Не входи с этим человеком в лифт. Дождись следующий.

Маркеры опасного поведения для ребёнка:

  • Уговоры
  • Угрозы
  • Личные вопросы
  • Взрослый обратился к тебе за помощью
  • Человек не уезжает на лифте без тебя
  • Человек убеждает или настаивает, чтобы ты ехал с ним
  • Человек следит за тобой
  • Человек говорит, что это секрет
  • Отговаривает позвонить родителям или рассказать кому-нибудь

КАК НЕ СТАТЬ ТЕМ, КТО ПРОШЁЛ МИМО:

  • Задержитесь, обратите особое внимание на подозрительных людей с упирающимся ребёнком. Если вы ошиблись, то это лучше, чем пройти мимо.
  • Если вы подозреваете, что кто-то, вам в лицо незнакомый, уводит ребёнка с площадки, подойдите и спросите У РЕБЁНКА, кто этот человек. Слушайте РЕБЁНКА. Если вы ошиблись, просто объясните свои опасения. Это лучше, чем пройти мимо. Если ребёнок говорит, что это «мамин друг», попытайтесь узнать, знает ли его ребёнок или только его увидел.
  • Если вам не спокойно и ситуация выглядит подозрительно, вызовите милицию. Ошибочный сигнал лучше, чем пройти мимо.
  • Попытайтесь задержать подозрительного человека с ребёнком даже простыми разговорами. Это даст время прояснить ситуацию или дождаться помощи. Лучше показаться настырным или параноиком, чем пройти мимо. Дети не всегда могут защитить себя.
свернуть

Профилактика жесткого обращения с детьми

"Профилактика жесткого обращения с детьми"

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок.

При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— нежелательный ребенок;

— умственные или физические недостатки ребенка;

— «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийствоили другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие — порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок — это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

 

Педагог-психолог                                                    т                              С.В.Лагонда

 

 

свернуть