Для вас, родители!

«Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

«Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыкальное искусство обладает лечебным эффектом!

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой (натурой) не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его, учитесь вместе с ним!

 Возможно, некоторые советы помогут Вам и Вашему ребёнку войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства!

Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.

Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно постараться очень внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Определите, делают ли эти звуки исполнение музыки выразительнее. Это может быть вокальная музыка (для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Конечно, слушать вокальную музыку легче. Текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар –особого качества музыкальный инструмент – ГОЛОС. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Помните, что объем детского голоса невелик.

Голосовые связки у детей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного обращения.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Вот несколько советов, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Для того, чтобы подготовить ребенка к пению, используйте артикуляционную гимнастику, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Очень полезны развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. Можно использовать и ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка.

Просмотрев текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (обязательно в дальнейшем нужно объяснить их значение ребёнку).

Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, что темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка.

У детей 6 -7 лет он составляет октаву, а именно 8 звуков. Ваше первоначальное исполнение песни должно быть ярким, выразительным.

Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песенку. Даже если песня очень понравилась и Вам, и ребёнку, определите, справится ли с ней ребёнок, соответствует ли она возможностям его голоса. И если песня не отвечает особенностям возраста Вашего ребёнка, пение её может принести большой вред. 

Самое главное в обучении пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее его новые встречи с музыкой.

Список литературы

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.
  2. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб. : Музыкальная палитра, 2005.
  3. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Палавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994.

Подготовил музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Врублевская А.К.

свернуть

«Музыкотерапия в учреждении дошкольного образования»

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов!

«Музыка – это лекарство, которое слушают»

    Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают:

активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки , словесный комментарий)

-пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.

Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

- преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делам – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психо-гимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
  • вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.

Музыка должна прослушиваться детьми- дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

  • утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
  • для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
  • пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

 

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ:

Музыка для свободной деятельности детей:

Бах И. «Прелюдия домажор»«Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны»«Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»«Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом»«Времена года»«Щелкунчик»

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Детские песни:

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин, М. Минков

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Колокола»«Крылатые качели» Ю. Энтин, Г. Гладков

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после дневного сна:

Боккерини Л.»Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. «Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сенс-санс К. «Аквариум»

Чайковский П. И. «Вальс цветов»«Зимнее утро»«Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:

Бетховен Л. «Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П. И. «Осенняя песнь»«Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария»«Серенада»

 

        Список литературы

  1. Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.сост. О. Н. Арсеньевская. – Волгоград : Учитель,2011. – 204 с.
  2. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985.
  3. Введение в музыкотерапию / под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003.
  4. Овчинникова, Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.
  5. Юсфин, А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг. : ООО «Аюрведа Плюс». — 2006.

 

Подготовил музыкальный руководитель  высшей квалификационной категории Васильева Н.Н.

 

свернуть